В сентябре 2019 года в Перми, Новосибирске и Нижнем Новгороде был запущен проект «Пространство соучастия» Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина: студенты различных направлений начали работу над реализацией цифровых проектов для социальных и культурных институций своих городов. В пермском кампусе ВШЭ уже состоялась первая встреча представителей государственной художественной галереи, музея современного искусства PERMM, Пермского краеведческого музея и государственного архива Пермского края со студентами образовательной программы «История», ведь именно им предстоит включиться в проект и продемонстрировать компетенции цифровой гуманитаристики, которые они получают обучаясь на программе, в деле.
В рамках проекта с пермской Вышкой будут сотрудничать:
- Пермская государственная художественная галерея;
- Пермский краеведческий музей;
- Государственный музей современного искусства PERMM;
- Государственный архив Пермского края.
Участники проекта со стороны социальных и культурных институций поделились своими ожиданиями от участия.
Юлия Глазырина,
заведующая отделом природы Пермского краеведческого музея:
Недавно я была участницей Генеральной конференции Международного совета музеев ИКОМ в Киото. Одним из ключевых векторов нашей дискуссии стал вопрос о том, что такое музей с точки зрения формального определения, насколько велика в этом определении должна быть роль сотрудничества и взаимодействия с различными аудиториями и сообществами. Один из презентованных на конференции проектов был реализован в национальном музее Тайваня и назывался «Студенческий архив». Это пример того, как студенты могут взаимодействовать со старшим поколением, собирать истории, выстраивая из них современные нарративы. Мне кажется, что сотрудничество пермского кампуса Высшей школы экономики с пермским краеведческим музеем обеспечит междисциплинарный взгляд, свежий подход и возможность сделать то, что мы во внутримузейном сообществе не видим и не замечаем.
Александр Глушков,
начальник научно-исследовательского отдела государственного архива Пермского края
Мы плотно работаем со студенческой средой: ребята из Вышки — наши частые гости, и это очень приятно. Главная цель нашей деятельности в рамках соглашения о сотрудничестве, которое есть между архивом и НИУ ВШЭ – Пермь — это реализация проектов в области популяризации использования архивных документов. Нам важно познакомить студентов с архивом, научить их работать с архивными документами на углубленном уровне. Результатом этой работы должен быть проект, который будет интересен и полезен не только архиву и студентам, но и широкой общественности. Архив — это довольно закрытое учреждение, и нам хочется представить себя как организацию, готовую к инновациям.
Яна Цырлина,
руководитель отдела по научным исследованиям государственного музея современного искусства PERMM
Мне кажется, что сейчас любая институция, в особенности музей современного искусства, остро нуждается в «интеллектуальной зарядке». Студенчество — это та категория населения, где сосредоточено наибольшее количество интересных идей, которые могут привнести что-то новое в деятельность музея. Известно, что у ребят из Вышки очень большой потенциал для погружения в научно-исследовательскую деятельность: мне понравилось, что студенты так быстро включились в незнакомую им проблематику. Это будет очень продуктивное сотрудничество, и мы готовы к нему.
Ольга Старцева,
заместитель директора по науке Пермской государственной художественной галереи
Наш герой — это зритель нового поколения: думающий, образованный зритель. Он не просто смотрит на картины — зритель становится соучастником процесса создания композиций. Он хочет диалога, совместных размышлений, поэтому для нас так важно его услышать.
Безусловно, мы знаем нашу целевую аудиторию, но ведь есть и те, кто никогда не были в музеях или бывали там очень редко. Мы не знаем об их запросах по поводу формы, жанра, формата подачи информации. Для совместного поиска ответов на эти вопросы мы начинаем реализацию проекта со студентами пермского кампуса НИУ ВШЭ.
Диалог с ребятами был очень конструктивным — чувствуется их заинтересованность и понимание проблемы. Однозначно, это не те студенты, которые выполняют работу только ради выполнения домашнего здания.
Екатерина Анферова (на правах рекламы)