В Перми есть смельчаки, которые в кризисный 2015 год рискнули и запустили свой бизнес. Они признаются, что поначалу было страшно. Однако спустя год они не только остались на плаву, но и полны решимости развивать свое дело дальше. Кто-то поймал модный тренд, кто-то вырос благодаря душевному отношению к клиентам, кто-то — благодаря качественному визуальному продвижению в соцсетях. ТЕКСТ спросил трех пермских предпринимателей, с какими вызовами им пришлось столкнуться в прошлом году и как им удалось с ними справиться.
Марина Воронова, директор мистической кофейни «Окулус»:
Летом мы кризис не ощущали, почувствовали его ближе к ноябрю — немного подняли цены на меню, так как продукты выросли в цене. Сейчас предлагаем гостям разные скидки и много чего делаем безвозмездно. Концепция нашего кафе такова, что мы помогаем людям в сложные периоды их жизни. Когда у людей проблемы, они идут к нам — мы всегда их готовы выслушать, помочь, предложить, погадав, разные варианты их будущего.
Когда мы только начинали работать, у нас был страх, как и у многих. Мы думали, как донести информацию, как продвигаться: давали рекламу на радио, в автобусах, раздавали визитки. Но в основном к нам приходят из-за «сарафанного радио».
Окупаемость проектов, как наш, — минимум три года. Изначально мы не ставили цель заработать деньги – мы работаем для души. В январе у нас не было «просадки», ведь это самое время для гаданий. Недавно запустили «Школу волшебства» — будем обучать гаданиям.
Ольга Красникова, директор магазина хенд-мейда «Чердакк»:
Мы понимали, что в кризис денег особо ни у кого нет, но мы понимали также, что девушки во все времена хотят выглядеть хорошо, носить уникальные вещи. Мы стали искать такие товары по цене 300-400 рублей за штуку. Столько, нам казалось, девушке не жаль потратить на себя. Дорогие товары мы не принимали. Сейчас мы их берем — у людей стало получше с деньгами. Мы пытались отойти от шаблонных вещей, создать уютную атмосферу, чтобы наши гости чувствовали теплое душевное отношение и то, что они не обязаны ничего покупать. И нам это сильно помогло.
На старте мы вложили 150 тыс. руб. Магазин окупил себя за пять месяцев. Сейчас мы подняли средний чек до 500-600 руб. Раньше к нам приходили студенты, теперь почти половина покупателей — школьники, но есть и взрослые, и бабушки к нам тоже заходят.
Поначалу было жутко страшно, открывались на свой страх и риск, когда в первый день у нас купили вещей на 600 руб., мы радовались и прыгали до потолка. Было сложно отбирать вещи для магазина: мы могли набрать все, что угодно, но хотелось именно модных вещиц. Мы стали мониторить, что модно и что не модно в Москве и Питере, на свой вкус формировать полки магазина. Было сложно привлекать клиентов – место у нас не потоковое. Но нам помогло «сарафанное радио» и то, что мы относились к покупателем как к гостям: встречали с радостью, поили чаем. У нас есть штатный фотограф, который фотографирует вещи, а мы выкладываем их в группу в «ВКонтакте» и в Intagram — там «сидит» наша аудитория.
Декабрь сделал нам полугодовую выручку. Но мы боялись января, думали, что ни у кого не будет денег. Но он прошел неплохо, а в феврале снова все пошло в гору. Сейчас, например, магазин заполнили молодые люди — они ищут подарки к 14 февраля.
Дмитрий Соларев, руководитель школы правильного бега I love running Пермь:
В ноябре 2014 года я узнал о школе правильного бега I love running. Я сам очень люблю движение и этот проект, его идея развития любительского спорта мне очень понравились. Я встретился с учредителями школы, и, прояснив детали партнёрства, решил развивать школу в Перми. Начало было тяжёлым. Конечно, был страх неудачи. Мне казалось, что люди начнут экономить в кризис на спорте.
Колебания валютного курса нервируют многих, заставляют сокращать расходы, в том числе на спорт, экипировку для занятий, поездки. Раньше большая часть стартов, на которые ездили ученики I love running, проводилась в Европе. Наверняка при более благоприятной экономической ситуации в стране люди могли бы активнее путешествовать и совмещать поездки в интересные места с беговыми стартами. В данный момент количество желающих стартовать в Европе снизилось. Сейчас наши ученики чаще ездят на забеги, проводимые в России. К тому же, уровень организации местных стартов постоянно растёт, марафоны в России наконец-то становятся настоящим городским праздником.
Основным каналом продвижения для нас были и остаются социальные сети. Позитивные отзывы от учеников школы в других городах помогли привлечь первых клиентов.
В какой-то момент при запуске I love running в Перми, я наткнулся на цитату из книги «Рождённый бежать» Кристофера Макдугла: «Трижды Америку охватывал бум забегов на длинные дистанции, и всегда — в разгар национального кризиса». Я наблюдал растущее количество беговых стартов в России, видел, что количество людей, бегающих в парках Перми, также увеличивается, и решил, что кризис бегу не помеха. Мы помогаем людям «перезагрузиться» эмоционально, добиться значимого спортивного результата, почувствовать себя уверенней, открыть в себе новые способности, стать более здоровым, активным. Это те качества, которые нужны каждому в непростой ситуации. Бег — отличное антикризисное средство. Поэтому мы планируем развиваться и открывать новые направления.
Алина Комалутдинова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.