Сегодня фамилии известных пермяков – Дягилева, Судоплатова, Бартминского – у всех на слуху. Великий импресарио, крупный купец и прославленный аптекарь. Но не все знают, какими предприятиями владели их семьи, где работали и как выглядела продукция, которую они выпускали.
Вчера, 31 января, в библиотеке им. Горького состоялась презентация серии книг директора Пермского музея упаковки Максима Ожегова «Русская жесть». Книги, посвященные истории российской упаковки, вышли в пермском издательстве «Сенатор». Среди них – издание «Пермская упаковка», выпущенное к юбилею города. «Издание охватывает полтора века истории нашего города. Это рассказ о предприятиях, иллюстрированный образцами упаковки пермских товаров», - рассказывает о книге издательство «Сенатор».
С разрешения директора «Сенатора» Бориса Эренбурга мы публикуем выдержки из нескольких глав книги «Пермская упаковка», которые рассказывают о товарах, которые производили предприятия известных пермяков: Дягилевых, Судоплатова и Бартминского.
Судоплатов: конфеты, пряники, коврижки
В 1892 году Судоплатов открыл в Перми конфекторию, то есть мастерскую по изготовлению конфект. Вместе с магазином колониальных и бакалейных товаров она располагалась в собственном доме купца на улице Красноуфимской. Первоначально в небольшой полукустарной кондитерской мастерской трудилось всего пятеро работников. После обновления, проведенного в 1902 году, предприятие получило название «Конфектная фабрика под фирмою «Кама». Владелец фирмы, обращаясь к своим покупателям, просил их «почтить благосклонными заказами» продукцию фабрики: карамель, мармелад, монпансье, халву, сухари и пряники.
Спустя еще несколько лет Судоплатов приобрел дом №77 по Торговой улице, куда и перевел свою главную контору и кондитерское производство. Фабричной маркой предприятия «Кама» стал дымящий паровоз. Качество пермских конфет было отмечено золотой медалью Всероссийской ярмарки 1906 года в Нижнем Новгороде. Ежедневно из ворот фабрики выходило до ста двадцати пудов сладкой продукции.
Судоплатов также «держал торговые ряды на Нижегородской и Ирбитской ярмарках», благодаря чему его продукция вышла далеко за пределы региона и стала известна по всей стране. Затем его заинтересовало производство шоколада. Судоплатов приобрел для него на соседней Петропавловской улице участок на склоне горы, где были возведены новые фабричные корпуса.
Оптовый прейскурант фабрики «Кама» включал более четырех сотен наименований продукции, это были монпансье простые и с начинкой, атласные и с ликерами, конфекты мягкие, карамель с разными начинками, помадки, сахар ореховый, грильяж, рахат-лукум, тахин-халва, мармелад желейный, шоколадные бомбы и бочата.
Конфеты и шоколад предлагались в «изящных» коробках, а монпансье и карамель — в жестяной и «кордонной» упаковке. Отдельный прейскурант, включавший без малого сотню наименований, существовал для печений и пряников, сухарей и коврижек. Незадолго до революции к фирме Судоплатова пришло и международное признание — на выставке в Париже она получила высшую награду Гран-при, а на выставке в Вене — большую золотую медаль.
Дягилевы: ягодные наливки и ром
Знаменитый театральный деятель Сергей Павлович Дягилев родился в Новгородской области, где в Селищенских казармах служил его отец Павел Павлович (1848–1914). Но большую часть своих детских и юношеских лет Сергей провел в Перми и семейном имении в Осинском уезде, в старинном селе Бикбарда.
Паровой винокуренный завод Дягилева, производивший очищенный картофельный спирт, располагался в деревянном здании у пруда на речке Бикбардинке.
Помимо винокуренного завода, Павел Дмитриевич поставил еще и водочный, где выпускали «Черный рижский бальзам», ром, ликер «Шартрез», анисовые кюммели, различные настойки и наливки из местных бикбардинских ягод — рябины, брусники, малины, смородины. На двух этих заводах трудилось около сотни человек.
Дягилев оказался успешным предпринимателем, на доходы, полученные от продажи алкогольной продукции, он смог в 1862 году приобрести для своей семьи большой дом в губернской столице. Дом этот под №41/31 на углу Большой Ямской и Сибирской улиц располагался в ухоженном саду на самой окраине тогдашней Перми. Чуть позднее Павел Дмитриевич стал также владельцем соседнего дома на другой стороне улицы — под №48/33, в этом одноэтажном деревянном здании он открыл свой пивоваренный завод.
Никому из его пятерых сыновей, как выяснилось впоследствии, коммерческие и хозяйственные таланты «папаши» Дягилева не передались.
Бартминский: заведение минеральных вод
Среди частных аптекарей Перми наиболее известно имя Виктора Фомича Бартминского. В 1898 году он стал управляющим Покровской аптеки, работавшей в доме №42, который принадлежал провизору Карлу Федоровичу Боне.
Девятью годами позднее Бартминский стал владельцем еще одной хорошо известной многим пермякам аптеки — она была открыта в его собственном доме на Покровской, 54. (При этой аптеке Бартминской создал заведение минеральных вод. Сельтерская и Содовая продавались по четыре копейки за бутылку. Фруктовая и Ягодная отпускали по семь копеек за бутылку, - прим. ред.) В этом здании аптека просуществовала все советские годы. После революции Виктор Фомич с семьей уехал на Дальний Восток, его сын Владимир Викторович Бартминский работал управляющим аптеками в Хабаровске.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ