Почему пермская опера увезла в этом году всего лишь две «Маски»
Вчера в Москве прошло награждение победителей национальной театральной премии «Золотая маска». Пермский театр оперы и балета, боровшийся за звание лучшего в 26 номинациях, внезапно выиграл лишь в двух: за работу балетмейстера/хореографа «Золотую маску» получил Даглас Ли («Когда падал снег»), специальную премию жюри музыкального театра получил спектакль «Путешествие в Страну джамблей». Такому решению жюри удивились не только простые любители балета, но и театральные критики.
ТЕКСТ собрал мнения театральных критиков о том, почему пермская опера увезла в этом году всего лишь две «Макси».
Оперные награды в условиях сильнейшего конкурса музыкальное жюри распределило между двумя московскими театрами и тремя достойными спектаклями, не только проигнорировав все выдающиеся успехи регионов, но и словно сообщив о приверженности мейнстриму и академизму. Оперный театр в контексте современного искусства, каким являются и сложный пермский «Дон Жуан», и сенсационная екатеринбургская «Сатьяграха», и опера-событие «Сверлийцы» в Электротеатре, оказался членам жюри категорически не близок.
Картину непризнания современного искусства и прорывных работ театральных регионов чуть скорректировали спецпризы. Один спецприз уехал в Пермский театр оперы и балета — за спектакль «Путешествие в страну Джамблей» всей авторской и постановочной команде, включая композитора Петра Поспелова, в композиторской номинации тоже проигравшего неомоцартианским тенденциям.
Как и ожидалось, музыкальное жюри практически проигнорировало две главные оперные премьеры сезона — «Сатьяграху» в Екатеринбургском оперном и «Дон Жуана» в Пермском оперном. Пермь вообще в этот раз осталась почти без наград — только «Джамблеи» выплыли в своем отважном решете, да оказался отмечен хореограф Даглас Ли за одноактовку «Когда падал снег» (хотя в конкурсе были более сильные работы), а так жюри ничем не отметило ни обаятельную оперно-балетную дилогию «Оранго. Условно убитый», ни оперу «Сказки Гофмана» (что тоже была в конкурсе), ни «Дон Жуана». При этом все в стране знают, кто лучший дирижер (Валерий Гергиев не обсуждается — он давно и навсегда взял самоотвод в «масочном» конкурсе), слушать Курентзиса в Пермь меломаны летают из Европы, а председатель жюри Лаптев не в курсе. Что ж, бывает.
Отдав «Маску» за лучшую дирижерскую работу молодому Андрею Лебедеву, ведущему «Ромео и Джульетту» в «Новой опере», жюри демонстративно дистанцировалось от главного героя последних лет – Теодора Курентзиса и ведомой им пермской оперы.
Но, возможно, это обеспечило триумф пермскому балету. Лучшим хореографом признан Даглас Ли, уже второй раз работавший на Урале и создавший для солистов труппы тонкий, нервный спектакль «Когда падал снег». Но эта трендовая европейская одноактовка все же вряд ли останется в истории в отличие от другого пермского балета – диптиха «Оранго. Условно убитый», воскрешающего неизвестную музыку Шостаковича и танцевальную эстетику 1930-х. Так же как показательно исключенная из всех номинаций екатеринбургская «Тщетная предосторожность» способна создать новый подход к классическому балету – полный любви, восхищения, но облагораживающий его старомодную простодушность.
Алина Комалутдинова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.