Сегодня это пустырь в центре города, с малопонятной функциональностью и унылой морфологией. Идея его застройки – проста и неудивительна, как и большинство строительных инициатив в Перми. Но есть несколько моментов, которые меня сильно смущают.
Первое – это тренд, даже не тренд, а накопленный опыт европейских городов. Уже на двух конференциях я столкнулась с работами исследователей, которые искренне пытаются помочь владельцам больших торговых центров, работающих в центре города, как-то справиться со стремительным падением потребительского потока. Это торговые центры Ливерпуля, Манчестера, Афин и даже Мюнхена.
Люди не ходят по магазинам, потому что у них есть интернет.
«Ха-ха, - скажете вы, - где те люди, а где мы». Но, друзья мои, будущее приближается стремительнее, чем мы о нем думаем. Инвестор, который вкладывается «в долгую», должен быть готов к тому, что в тот самый момент, когда по его бизнес-плану сash flow (денежный поток) наконец-то победит объем инвестированных средств, этот тренд к нему и придет.
Способы использования свободных площадок в мегаполисах ищут власти многих городов мира. Я недавно была в Мумбаи (Индия). Тоже не архитектурная «Мекка». Но они почему-то не застроили площадь в центре города, хотя называется она у них эспланадой. Играют там в крикет, едят, тусуются.
Используют это пространство для человека.
Мумбаи, Эспланада. Планировка центральной Эспланады в Мумбаи.
Конечно, Пермь требует «лица», но уж давайте это лицо не будет делать «мордой». Мне кажется, что компания, которая жаждет построить там ТЦ, должна как минимум посмотреть на тренды: уход ритейла за город, требования к экологичности (хотя бы визуальной).
Это, безусловно, должен быть проект «нового городского пространства», собирающего тех людей, которые там должны быть и только потом, опосредованно, строит магазины «по образу и подобию» переходов метро в Москве. Я, конечно, рассуждаю как маркетолог, но сейчас я не понимаю, а для кого это вот в нынешней конфигурации?
Обсуждая проект возможной застройки нужно обратить внимание на три принципиальные вещи:
- это должен быть торговый центр нового типа
- ядром этого бизнеса должен быть не торговый центр, суть этого места – не покупка, а entertainment – развлечения и проведение свободного времени
- чем больше людей будет вовлечено в обсуждение этого строительства / процесса / явления / городской среды – тем лучше. Не проплаченных блогеров, а вменяемых специалистов и активных горожан.
Пока мы будем думать о городе только как о стройплощадке, у нас ничего не получится. Sic transit gloria mundi, да все тут. У нас, у горожан есть шанс – не противодействовать, а помочь строительству. Рассказать, о своих практиках использования места, о своих местах относительно этого города. Надо думать о будущем: настоящее останется таким же серым, если мы его не поменяем.
Публикуется с сокращениями (полный текст) с разрешения автора.
Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе. Проект выходит при поддержке группы Мой город Пермь.