Борис Майоров специально для Casual Friday.
Стоит сразу отметить, что мы и не делали ее Великой. К сожалению. Но фантомная боль-воспоминание о возможности быть частью чего-то незаурядного призраком бродит по городу. Это особенно заметно нынешней зимой. На новогодних приемах тема для выступлений: «Пермь еще всем покажет», подарки «In 2017 let’s make Perm great again» от Центра избирательных технологий – всё это об одном и том же чувстве. И пусть пересмешники замечают, что «Пермь Великая – это Чердынь. Хороший ориентир!». Не в этом дело.
Если формулировать кратко, то давайте признаемся, что это невозможно. А если это было бы возможно – результат бы вам не понравился. И все это, я думаю, к лучшему.
Говоря об условном величии, мы, скорее всего, подразумеваем довольно простую идею о концентрации денег и власти, превосходящей близлежащие регионы. И локомотивом здесь являются, разумеется, деньги. Серьезные деньги, приходящие в регион, чтобы делать еще большие деньги. Должно происходить что-то вроде послевоенной индустриализации Перми, чтобы каждый год – новый завод. Ну не завод, то хотя бы свинокомплекс.
И с этим очевидная проблема - ждать по-настоящему крупных денег от федерального бюджета не стоит несколько ближайших лет. У регионального бюджета таких возможностей нет. Сам по себе бизнес инвестировать в регион не спешит. Самое обидное, что даже местные инвесторы предпочитают здесь не тратиться. Сколько пермских предпринимателей вышли из бизнеса с хорошим кэшем в последние лет десять? Много. Сколько вложили свои миллиарды в новые проекты в Перми? Трудно вспомнить. Всё осело в заграничной недвижимости и футбольном клубе Монако. И это не обвинение, каждый вправе тратить заработанное по своему усмотрению. Скорее печаль.
Другая особенность – в потере влияния на региональную экономику. Так или иначе, большинство местных крепких производств встраиваются в федеральные или международные холдинги. Пермь для них – одна из десятка «площадок». И логика развития у них строится исходя из интересов холдинга. Всегда находится какая-то площадка в условном «Сыктывкаре», где реализуется самый важный инвестиционный проект холдинга, на который выкачиваются деньги остальных участников. Через год в «условный Сыктывкар» прилетит Путин на запуск нового производства, а к нам какой-то дядя в модном пальто, чтобы подписать соглашение с общими словами о социально-экономическом партнерстве. В эпоху холдингов нужно, чтобы в регионе был или центр управления, или главная инвестиционная площадка.
Потеря влияния на собственную экономику – один из признаков провинциальности, другой -отсутствие конкуренции и реальной борьбы. Заболачивание местности. Когда всё более или менее поделено, везде система сдержек и противовесов, нет амбициозных игроков, которые хотят поднять ставки. Которым нужны самые лучшие кадры, которые готовы делать клиентам самые лучшие предложения. Пермь – город с нереально низкой конкуренцией во всем. Менеджеры лениво бродят из одной компании в другую, занимаясь сегодня тем же, чем вчера.
Региональные попытки найти хитрый выход - вложить мало, а получить много, по-правильному это называется венчурное инвестирование – провалились. Не вырос пермский Гугл. И в этом нет чьей-то вины, в других регионах тоже не вырос.
Короче, денег не будет. Нет денег – нет власти. Извините, величие в вашем регионе временно не доступно.
Почему это хорошо?
Давайте представим, что получилось. Построили еще пять ПНОСов, РЖД и Сбербанк перенесли сюда свои главные офисы, в пригороде открылись три МЕГИ. Кого сделает счастливым «новая Москва на Каме»? Еще больше уродливых высоток в центре города, многочасовые пробки, безумные цены на недвижимость, машины с мигалками, сказочные очереди в детсады, усиление разрыва между богатыми и бедными, дворник-мигрант. Все то, за что мы так не любим мегаполисы. А Пермь, мне кажется, просто лопнет от всего этого. Не станет Перми.
Это, знаете, как с детьми. Можно мечтать, что ребенок вырастет успешным, а можно, что счастливым. Стать Великой у Перми шансов мало, а вот счастливой – вполне. И здесь может быть много сценариев. Можно начать с того, чтобы стать городом с чем-то удивительно хорошим: идеальным общественным транспортом или госуслугами, с ответственным отношением к застройке, с дорогами без пробок и колдобин, с лучшими поликлиниками, с самой высокой продолжительностью жизни и минимальной преступностью и т.д.
Я помню слова одного иностранного бизнесмена, он говорил: «Люблю Россию, здесь почти нет ничего качественного для потребителя – можно хорошо сделать, что угодно и прилично заработать». С российскими провинциальными городами – то же самое. Эффект невысокой базы. Любой город, который сделает что-то неожиданно хорошо, выделится из серой массы. Надо просто делать.
И тогда после подписания соглашения с губернатором топ-менеджер в модном пальто будет грустить в самолете: вот бросить бы все и поселиться в Перми.
Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе. Если Вы хотите написать для нас колонку – свяжитесь с редакцией.