Подведены итоги ежегодной театральной премии «Золотая маска» за сезон 2017-2018 гг. Пермь получила две награды. Ораторию «Жанна на костре» отметили как лучшую оперу, а её режиссёр Ромео Кастеллуччи был признан лучшим художником-постановщиком.
«ТЕКСТ» узнал у театральных экспертов, почему пермским постановкам присудили мало наград, по сравнению с предыдущими годами, и стоит ли это считать неудачей.
Лариса Барыкина, музыковед, театральный критик, член экспертного совета премии «Золотая маска» за сезон 2017-2018 гг.:
— Сама постановка вопроса «Почему Пермь так скромно представлена в списке наград «Золотой Маски» мне кажется неправильной. В номинантах были театры и города, которые вообще не получили «Масок».
Если говорить о том, что без наград остался Театр-Театр, то стоит понимать, что он соревнуется здесь на территории музыкального театра, и это для него всегда особый вызов. Часто профессиональные музыкальные театры берут верх над драматическими, где артисты поют и танцуют. Думаю, Борис Мильграм отдавал себе отчёт в том, с кем он соревновался.
Работа Теодора Курентзиса в «Жанне на костре», безусловно, выдающаяся. Но в его арсенале уже восемь «Золотых масок». Мы можем вспомнить историю о том, как Валерий Гергиев, получив несколько наград, сказал, что уступает дорогу молодым, и после этого его спектакли заявляли на премию в целом как постановку, а не в номинации «Лучший дирижёр». Мне кажется, этически это правильная позиция. Хотя, несомненно, «Жанна на костре» — большое событие, и оно было отмечено наградами.
Прохождение в число номинантов балета «Щелкунчик» было непростым, хотя мне очень нравится этот спектакль. Он остался без наград, потому что победили те, кто был сильнее на тот момент.
Балет «Щелкунчик», фото Антон Завьялов
Можно долго обсуждать, почему кто-то остался без «Маски», но я в таком разговоре всегда предлагаю вспомнить фразу, которая часто звучала в магазинах в советские годы. «Вас много, а я одна» — так можно сказать и о «Золотой Маске».
Нина Соловей, арт-директор фестиваля МОНОfest:
- Я не буду оригинальной. Потому что Россия — огромная страна, в которой сегодня театры даже в малых городах страны серьёзно озабочены тем, чтобы соответствовать высокой профессиональной планке, заданной на спектаклях «Золотой маски». Что уж говорить про столичные.
Сегодня невозможно представить даже самые маленькие театры в глубинках, в которых помимо постоянного репертуара не проводились бы лаборатории, читки... Это очень мощно повлияло на развитие российского театра. Достаточно взглянуть на географию номинантов. О многих городах ничего не слышали жители Садового кольца. А между тем, это территории, в которых работают блистательные режиссёры и артисты.
Кроме того, на «Маске» всегда очень высокий уровень конкуренции. А наши прошлые победы на этом фестивале не давали и не дают покоя другим театрам. Особенно столичным. Достаточно вспомнить прошлые пермские «золотомасочные» урожаи. Я, надо сказать, не помню за последние лет десять года, чтобы пермские театры не упоминались в афише «Золотой маски». У Перми там всегда есть своё заслуженное место.
Что касается нынешних результатов, то я не считаю, что мы проиграли. Победители всех номинаций очень достойные! А мы никогда не были и, хочу верить, не будем в числе аутсайдеров. В конце концов, настоящие художники создают свои спектакли не для фестивалей, а для зрителей. Фестивали, пусть косвенно, но лишь заставляют не снижать уровень.
Юлия Баталина, редактор отдела культуры ИД «Компаньон»:
— С самого начала было понятно, что у Перми не будет так много «Масок», как в предыдущие годы, потому что не было настолько бесспорно сильного спектакля, как «Травиата» или «Королева индейцев». Тогда они попросту вытеснили других претендентов. При этом «Жанна на костре», номинированная в этом году, по некоторым параметрам даже превосходит эти спектакли и невероятно успешна в музыкальном плане и в части работы актёров.
Но оратория не попадает под многие критерии номинаций, где была заявлена. Этот спектакль слишком «странный», чтобы оценивать его как оперу, и недостаточно «странный», чтобы поместить его в категорию «эксперимент».
Чтобы понять, почему у «Жанны на костре» всего две «Маски», а не восемь, как было завялено, достаточно посмотреть на претендентов на приз за главную мужскую и женскую роли в опере. Это действительно сильнейшие исполнители. Одри Бонне и Дени Лаван сделали блестящую работу в «Жанне», и не выдвинуть их на «Золотую маску» было бы некорректно. Но и наградить было бы странно, потому что в спектакле они совсем не поют. Их отметили, и это главное!
По всем критериям работа Теодора Курентзиса в «Жанне на костре», безусловно, заслуживает «Маски», и даже не одной. В музыкальном отношении спектакль блестящий. Но Курентзис получал «Маски» последние три года, и просто невозможно уже было вручить ему награду четвёртый год подряд — есть и другие дирижёры, которых стоит отметить…
О балете. Лидеры здесь был понятны заранее, можно было лишь гадать, сколько «Масок» отберёт у «Нуреева» в постановке Кирилла Серебренникова (Большой театр) екатеринбургская «Пахита». «Пахита» получила меньше наград, чем ожидалось: её отметили спецпризом как лучшее событие года Петипа, а Серебренников забрал свои «Маски» и в балете, и в драме. Пермский «Щелкунчик», который интересен в постановочном плане, всё же не мог претендовать на награду в тех же номинациях, что и «Нуреев».
Мюзикл «Карлик Нос» Театра-Театра тоже остался без наград. Борис Мильграм как режиссёр отлично здесь поработал, прекрасная сценография Даниила Ахметова. Беда в том, что постановочная часть этого спектакля существенно выигрывает по сравнению с музыкальной. Если бы музыкальная основа была интереснее, можно было бы на что-то надеяться. ведь спектакль выдвинут в номинациях музыкального театра.
Мюзикл «Карлик Нос»
Спектакль Коми-Пермяцого театра драмы «Чёрный монах» был заявлен в пяти номинациях, и само по себе это уже замечательно, хоть он и остался без награды.
Елена Старостина, директор пермского Дома актёра:
— Любая премия — это лотерея. В этом году повезло кому-то другому.
Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).