Что общего у пермских Пушкинских бань и комплекса Капитолия в индийском городе Чандигарх? Историк архитектуры
Александр Михайлов знает ответ на эти вопрос. Выпускник Европейского университета, несколько лет назад он приехал в Пермь. Этой зимой вместе с бюро Locator band и его основательницей Марией Долгих он запустил цикл архитектурных прогулок по городу.
Первая, с красноречивым названием «Как полюбить архитектуру Перми», состоялась в День всех влюбленных, 14 февраля, и стала аншлагом — на нее собралось более 40 человек. С тех пор лекции пережил карантин, уйдя в онлайн, вышли на городские улицы летом в виде архитектурных прогулок, а осенью даже расширили географию. Они поражают слушателей, удивляют и окрыляют.
Закамск, довоенная «сталинка» на ул Гальперина.
«Я сотни раз проходила по улице Сибирская, и только теперь увидела, какая она! Мне теперь хочется смотреть вверх, вокруг, а не под ноги и не в телефон», - говорит участница после очередной архитектурной прогулки. Как же организаторам удается добиться wow-эффекта?
Дело в том, что пермяки недооценивают свой город и удивляются, когда им рассказывают, что на улицах стоят если не шедевры, то очень «крепкая архитектура». Например, каждый горожанин хоть раз проходил мимо горизонтального небоскреба в центре города - это Дом советов на ул. Ленина, 51, где сейчас располагается краевое заксобрание.
Фото rubicon-perm
«Вопрос в том, как мы смотрим на город, — считает Александр Михайлов. — Сравниваем с европейскими столицами, Москвой и Питером, Барселоной, Парижем, Лондоном, либо смотрим на свой город, не сравнивая его, а оценивая, хватает ли нам того, что в нем есть. В этом смысле мне, как историку архитектуры, интересно смотреть, а что в нем есть».
Главные в прогулках — дома и здания, а не люди, которые в них жили. И в этом отличительная особенность архитектурных прогулок от обычных экскурсий. «Мы намеренно отказались от слова «экскурсия», потому что у нас свободный формат, люди могут больше задавать вопросов, что-то дополнять. Мы гуляем, общаемся между собой и Сашей и обсуждаем то, что видим. Ведь архитектура — это не только красивые или некрасивые здания, это история про смыслы, дух времени, философию», - говорит Мария Долгих.
Висим
Архитектура — универсальный язык, свидетель эпохи и времени. «Архитектура способна быть свидетельством прошлого, одним из самых неопровержимых, чем была та или иная эпоха. И когда наши потомки будут судить о нас по нашим строениям, они увидят, что в 2010-е годы ничего интересно в Перми не строилось. А при этом, если мы смотрим на 20-30-е годы прошлого века, то это Рабочий поселок и Закамск, 60-е — эспланада, ее красивая модернистская стать, Балатово и Парковый.
Мы увидим, что в Перми есть определенный язык довольно рафинированный советской архитектуры, как и в целом по стране, и он достаточно убедительный, вполне соответствует времени и похож на язык американской архитектуры 60-х. Об этом я люблю говорить и это находит отклик в тех, кто с нами гуляет, кому интересно посмотреть на окружающие дома как в первый раз», - говорит Александр Михайлов.
Краснокамск
Прогулки проходят раз в неделю, иногда по средам, иногда — в выходные. Длительность каждой — 2-2,5 часа. Сперва прогулки собирали по 10-12 человек, потом — 40. Аншлаги слушаются в хорошую погоду и если прогулка намечена на выходной.
Например, на маршрут по Крохалевке собралось немного слушателей, потому что прогулка была вечером буднего дня. «На Крохалевке интересная архитектура, там есть «сталинки» военного периода, которых вообще немного по стране. В основном в войну строились промышленные здания, деревянные бараки, а тут есть немного щитовых строений, кирпичные дома», - объяснил Александр Михайлов.
За эти полгода гуляющие постепенно обошли почти всю Пермь и стали выбираться за ее пределы: съездили в Кунгур и Краснокамск. «У нас есть маршруты по Рабочему поселку, по ул. Сибирская, по ул. Петропавловская, ул. Ленина, ходили в район университета на Заимку, Крохалевку, Закамск, Красные Казармы, Висим. Некоторые из них мы уже дублируем, проводим несколько раз», - говорит Мария Долгих.
Пешие прогулки собирают самую разную публику: это и местные жители районов, в которых они проходят, это и мамы с детьми, кто-то приводит с собой пожилых родителей. «К нам потом подходят и говорят: мы не ожидали, что у нас такой интересный город, мы всю жизнь ходим по его улицам и не замечаем этой красоты», - рассказывает Мария Долгих.
Детский Дом Культуры им.С.М.Кирова
«Обычная реакция тех, кто с нами ходит — это пробуждающийся интерес к городу. И это лучшее, что может быть. Ты сходил, и потом сам залез в интернет, открыл книгу», - говорит Александр Михайлов.
Еще одна «фишка» пеших архитектурных прогулок заключается в подаче материала: о домах, парках, садах горожанам рассказывают простым языком, проводя параллели с шедеврами мировой архитектуры.
«Хочется показывать качественную современную архитектуру, прекрасную старую архитектуру, например, здания архитектора конца позапрошлого века Василия Попатенко, который создал в нашем городе много прекрасной эклектичной архитектуры, хочется говорить о Менделе Иудовиче Футлике, замечательном архитекторе и гениальном корбюзианце (последователь французского архитектора Ле Корбюзье, пионера модернизма, - прим. ред), у Маргариты Трошевой есть замечательные постройки», - говорит Александр Михайлов.
Так что же общего у Пушкинской бани и комплекса Капитолия в индийском городе Чандигарх? Они построены в едином архитектурном стиле. «Здания Пушкинской бани и ДК Всероссийского общества слепых удивительные. Их архитектор Мендель Футлик отсылает прямо к Капитолию и Дворцу юстиции в Чандигархе. Это единый ансамбль.
Тот, кто построил между ними гостиницу New Star, такой, правильным словом будет, варвар, так как не понял этого. Это история про непонимание того, где ты живешь. Пушкинская баня и ДК ВОС «разговаривают» друг с другом, как комплекс Ле Корбюзье в Чандигархе. При этом Футлик не просто копирует Корбюзье, а интерпретирует его пластику», - объяснил Александр Михайлов.
Балатово
В планах создателей пеших прогулок записать аудиогид-путеводитель по Перми и окрестностям, а также сделать видеокурс на основе материалов, которые накопились за это время. По словам Марии Долгих, с этим проектом она намерена поучаствовать в гранте. Пешие прогулки работают по схеме донейшн, а более масштабный проект требует денег.
«Также мы сделаем карту Locator, но с архитектурными шедеврами, опишем все то, что мы наснимали за это время. Это будет и карта, и путеводитель по краю, аудиогид с видеоконтентом. Это моя мечта и план», - говорит Мария Долгих.
Автор фото - Михаил Беляков.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ