Оперу «Травиата» в постановке Пермского театра оперы и балета покажут в кинотеатрах по всей стране. Об этом сообщили на пресс-конференции, посвященной премьере оперы. Показ состоится 16 августа в рамках летнего театрального фестиваля TheatreHD.
Премьера «Травиаты» состоялась в пятницу, 17 июня. Она открыла собой десятый международный Дягилевский фестиваль. Спектакль крупнейшего режиссера современности Роберта Уилсона, одного из родоначальников «театра художника», — копродукция Пермского театра оперы и балета, Unlimited Performing Arts (Дания), Landestheater Linz (Австрия) и Les Théâtres de la Ville de Luxembourg (Люксембург). Осенью 2015 года состоялась премьера в Линце, в Перми опера будет представлена с другим составом солистов и под руководством другого дирижера — художественного руководителя Пермской оперы Теодора Курентзиса.
Работа такого мэтра, как Роберт Уилсон, сразу переводит любой театр в высшую лигу. Пермь получила эту возможность, когда от постановки отказался Королевский театр в Мадриде, перекроивший свои планы, после того как интендант Жерар Мортье в силу болезни был вынужден отойти от дел. Теодор Курентзис предложил Мортье и Уилсону поставить «Травиату» в России. Всегда благоволивший Перми Мортье дал согласие. Его светлой памяти и была посвящена премьера.
Фото - Люси Янш
Мастер с ярко выраженным индивидуальным почерком, Роберт Уилсон создает театр, который принято называть формалистическим и абстрактным. У артистов непростая задача — удержаться в рамках ограниченных выразительных средств (сценических движений немного, все мизансцены строго пронумерованы) и не потерять при этом эмоционального напряжения. Один из самых хладнокровных режиссеров нашего времени поставил одну из самых слёзных историй в мировой оперной культуре.
Абстракция дает свободу и для восприятия музыкальной истории. Свою трактовку одной «Травиаты» представит Теодор Курентзис. «Я неоднократно работал над «Травиатой» Верди, и каждый раз нахожу в ней новые смыслы. В этот раз мы поставили себе задачу добиться аутентичности в прямом смысле этого слова: очистить музыку от слоя интерпретаций, избавиться от представлений, навязанных нам традициями и восстановить оперу такой, как ее видел Верди. А он был очень щепетилен во всем: от нюансов партитуры до подбора солистов. Источников множество: и письма композитора, и материалы о премьере, о ее подготовке. Эта цель перекликается с подходом режиссера Боба Уилсона: он тоже трактует спектакли вопреки сложившимся традициям оперы середины XX век», — говорит музыкальный руководитель и дирижер оперы «Травиата», художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис.
Эстетика, действительно, непривычна. Светящиеся задники спектаклей Уилсона — футуристичны, а статуарная эксцентрика и фантастический грим артистов отсылают к древнему ритуальному театру и театру кабуки. Над «фирменной» картинкой работала большая интернациональная команда. Огромную роль здесь играет свет: на репетиции и отработку световых схем отведено 80 часов. Чтобы всё было идеально, театр пригласил волонтеров-статистов, на которых отрабатывался сценический свет. Команда гримеров из 12 человек работала по 12 часов в сутки: на грим одного артиста уходило 90 минут.
История куртизанки Виолетты Валери была представлена двумя интернациональными составами солистов. готовятся два состава солистов. 17 и 19 июня на сцену вышли Надежда Павлова (Пермь) — Виолетта Валери, Айрам Эрнандес (Испания) — Альфред Жермон и Димитрис Тилиакос (Греция) — Жорж Жермон. 18 июня соответствующие партии исполнили Ребекка Нелсен (США), Борис Рудак и Анджей Белецкий (Россия).
«Травиата» войдет в репертуар Пермского театра оперы и балета. По словам генерального менеджера театра Марка де Мони, спектакль станет одной из визитных карточек Пермского края. Его несколько раз покажут в следующем сезоне, а также повезут на фестивали в Германию и Китай.
Алина Комалутдинова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.