В прошлую субботу, 3 апреля, в Пермском театре оперы и балета состоялась премьера знаменитой оперы Жоржа Бизе «Кармен» в постановке режиссера Константина Богомолова, дирижера Филиппа Чижевского и сценографии Ларисы Ломакиной.
«Кармен» не оставила равнодушных: в соцсетях зрители восхищались постановкой, ругали, из-за обилия шуток сравнивали с КВН, со студвесной и театральными капустниками.
ТЕКСТ собрал несколько мнений о том, что говорят о скандальной премьере в пермской опере журналисты и критики:
Нина Соловей, журналист, арт-директор фестиваля МОНОfest:
Что не понравилось? Подсветка у баннера в фойе. Тени от людей и частей тела… Что понравилось? Всё! Крутой, современный и своевременный спектакль. Я много смеялась. Много переживала. Сейчас буду много думать. О настоящем. И о том, что мы не только в театре не хотим смотреть правде в глаза, но и в жизни все больше врем и готовы спать в белых польтах...
Илья Губин, помощник художественного руководителя по творческим вопросам «Пермского театра юного зрителя», театральный критик, драматург:
Главное, что надо сказать про «Кармен», что это живой спектакль. Невероятная степень иронии и полная деконструкция оперной традиции. А русский солдат Хозе, хранивший использованный тампон, подаренный Карвумен, кажется, действительно может стать тем, кто распилит возлюбленную, поскольку воспринимает её как собственность.
Ну и, вспоминая старый еврейский анекдот, а что еще вспоминать, если действие спектакля перенесено в Одессу, скажу, что, во-первых, это красиво, а, во-вторых, это смешно.
Александр Баунов, главный редактор сайта Carnegie.ru:
Те, кто любит режиссера Богомолова и переживал, не переживайте. «Кармен» вышла ярка и свежа, как те спектакли, с которыми он ворвался в нашу жизнь. Почти четыре часа счастливого офигевания. Идея театра, свободного от политкоретности работает. Впрочем, она у него всегда, и без слов. Но совсем не по тем направлениям, по каким готовы обижаться обидчивые. Они только изготовились, а им другое. И между прочим «Кармен» — женщина жертва мужчины, который считает ее собственностью. Вы все еще, как сто лет назад, сочувствуете Хосе? С теми, кто не понимает шуток, не шутят.
Те кто любит «Кармен»», и не знает, что с ней будет у Богомолова. Мужайтесь. Но не отчаивайтесь. Он тоже любит Кармен, но по-своему. Кармен ведь вообще такая женщина, которую любили разные и по-разному. И он извлек из вашей любимой то, что другие бы не нашли, даже не решились искать. Он обогатил вашу любимую. Вообще все новое вынуто из текста либретто, каждая находка мотивирована логикой текста. Сценография Ларисы Ломакиной тоже.
Юлия Усольцева, главный редактор газеты «Новый компаньон»:
Для меня «Кармен» Боголомова — интересный социальный эксперимент. Очень интересно смотреть, какую разную реакцию опера вызвала у публики. Редко бывает такой спектр — от восторга до ненависти. Я где-то посередине: меня ничего не шокировало и не вызвало отвращения, но и восторженности нет. Намного больше меня бомбит не от тампона в виде цветка на сцене, а от «высоконравственных» людей, которые готовы падать в обморок от увиденного и кричать, что скоро мир рухнет. Для моего поколения — это ок, часть жизни, а не табуированная тема. Поэтому вполне нормальная метафора для меня.
Повторюсь, шока и реакции на провокации у меня не было совсем. Я даже ожидала чего-то более жесткого. Но возник вопрос уместности и смысловой нагрузки. Такое чувство, что Богомолов сам ориентируется на эту «высоконравственную публику», которая до сих пор охает и ахает при виде голого тела в театре. Но мне лично эти моменты не понравились, вызвали отторжение именно из-за чувства заигрывания с публикой. Условно, когда в «Жанне на костре» в финальной сцене певица полностью голая на сцене, то это не выбивается, смотрится очень органично, понятно зачем это сделано. А в «Кармен» просто ради хайпа и троллинга.
В общем, я не пожалела, что сходила. Есть что обсудить, кроме политики, которая изрядно поднадоела.
Ирина Шафранская, кандидат экономических наук, преподаватель НИУ ВШЭ-Пермь:
Видимо предполагалось, что пермскую публику шокировать проще - в Москве, наверное, спектакль был бы проходным, там такие ежедневно никого не удивляют. Но пермский зритель воспитан, образован и насмотрен, поэтому получилось скорее насмешить. Зал, действительно, постоянно смеялся, а Богомолов постоянно троллил - где-то пожестче, где-то прямо “шуточками за 300”.
Но за троллингом не возникло глубины. Так же как не возникло магического сплава музыки и солистов, к которому нас приучил Теодор. Хотя музыкальная часть была прекрасна вся без исключения. И Павлова - моя любовь, и Ляскова - Кармен с внешностью Ренаты Литвиновой, были просто невероятно чудесны.
Но вообще, такое мог бы легко поставить университетский студклуб. И настроение - легкое и радостно-недоуменное. Давайте уже, смотрите скорее, обсудим. Или, если вы плохо переносите троллинг — не смотрите.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ. Фото Никиты и Андрея Чунтомовых.