Как вы сказали, батюшка? Как вас? Чичков? Чичкунов? Чачаков?
Чичиков, матушка, Чи-чи-ков.
Солнечным апрельским днем амбициозная компания молодых пермских рекламщиков обсуждала варианты новой промокампании.
- Идея вкратце такая – известный N будет вести блог, рассказывать о нашем продукте и опыте его использования.
- А кто такой N? Может быть лучше М? - переспрашивают коллеги.
- А кто такая М? … А есть кто-то у нас в городе, кого знают все?
И это на самом деле очень важный вопрос. Я вспоминаю, как в прошлом десятилетии мы с коллегами отбирали каких-то «влиятельных людей» для роликов об объединении Пермской области и Коми-округа. В ход шли все, кто приходил на ум: промышленные генералы, священники, баскетболисты и ветераны. Но ощущения, что мы точно достучимся до аудитории - не было.
Сейчас все стало еще хуже.
Общественная «инфляция» обесценила героев прошлого. Исторически влиятельные в городе-заводе промышленные капитаны постарели, вышли в отставку, потерялись в кадровой круговерти холдингов, которым принадлежит все в России. Флагманы нового бизнеса, гордые профили которых «чеканил» «Новый компаньон» в конце 90-х и начале «нулевых» - отошли от дел, потеряли запал или разорились, постарели и чудачат.
Культурные деятели начала десятилетия разъехались, притихли, ушли с первых полос газет.
Региональные политики пошли без харизмы, в речах фантазируют, кто про патриотизм, кто про консерватизм. Киоска лишнего не снесут. Тоска.
А общество на современном «информационном» этапе не может жить нормально не структурируясь при помощи «лидеров мнений». Людям нужны ориентиры, ролевые модели, устойчивые герои и антигерои. Кто был на мероприятии, кто развелся, кто идет в губернаторы, кто с кем повздорил? «Какие-то чуваки» – это плохой ответ.
Героев в большинстве случаев делают СМИ. И я понимаю, по каким причинам они почти забросили эту работу. «Почему этого человека так много в наших новостях, мы ему бесплатную рекламу делаем?», - спросит строгий редактор с репортера. И будет прав тактически, но неправ стратегически. СМИ нужны селебрити, люди «щелкают» на заголовки с громкими именами и брендами. «Певица Лолита похудела»! – мало кто помнит ее песни, но за ее личной жизнью обыватели по-прежнему следят. А кто похудел в Перми? Цукерберга знают лучше, чем местных талантливых айтишников.
Пару лет назад мои коллеги-журналисты шутили – если хочешь написать новость с большим числом просмотров – пиши про Макдональдс или про Курентзиса. Люди голосуют «кликами» за яркие бренды и звездные имена. Причем, с тех пор Макдональдс слегка растерял свое магическое влияние на пермяков, Курентзис - набрал.
Сегодняшние попытки нащупать в Перми каких-то общественно значимых персонажей приводят нас в пустыню, с одного края которой дирижер Теодор Курентзис с другой - Колян из «Реальных пацанов». И только песок между ними.
И не то, чтобы людей подходящих не было, сбой где-то в системе «общественной докапитализации». То ли СМИ недорабатывают, то ли пермское общество впало в апатию. Воробьев много – орлов не видно.
Если немного драматизировать, то можно предположить, что пустота на месте героев потенциально опасна. В случае, когда обществу будет нужен сигнал, четкая реакция на события, ориентир – будут слушать не героев, а того, кто удачно выскочит из толпы или кто громче кричит. Обычно это плохо кончается. Для общества.
Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе. Если Вы хотите написать для нас колонку – свяжитесь с редакцией.