Пермские краевые власти разработали программу развития туризма до 2017 года. Подготовка документа длилась более двух лет. Во многом это было связано с неоднозначными результатами предыдущей краевой целевой программы «Развитие туризма в Пермском крае (2008–2012 годы)», которая закончилась с губернаторством Олега Чиркунова и его культурной политикой. Благодаря ей появились фестивали «Белые ночи» и «Текстура», музей PERMM, театр «Сцена-Молот», «Центр поддержки культурных проектов», Пермский центр развития дизайна, экстрим-парк, уличные скульптуры и арт-объекты, были разработаны бренды городов.
Доля туризма в экономике Пермского края с 2008 года возросла с 0,83% до 1,1% в 2012 году. Однако после скандала с олимпийской выставкой на «Белых ночах» в 2013 году новый губернатор Виктор Басаргин отказался от сотрудничества с основным идеологом «культурной революции» в Перми галеристом Маратом Гельманом. После этого власти региона сменили приоритеты.
О том, что новая программа развития туризма кардинально отличается от предыдущей, говорит хотя бы то, что ее разработка и реализация поручена не министерству культуры, как прежде, а министерству физической культуры и спорта Пермского края, - сообщает «Коммерсантъ».
«Я не хочу сказать, что в Пермском крае за последние годы ничего не происходило. Но мы только на старте развития туризма», — заявил министр физической культуры и спорта Павел Лях. По его словам, главным отличием новой программы по развитию туризма является отказ от ориентации только на культуру: «Мы не выбираем какие-то конкретные точки. Где-то это может быть пещера, где-то — Белогорский монастырь. Мы хотим, чтобы это в целом был Пермский край с его культурным, спортивным и агроразнообразием. Ничего не надо придумывать. Все уже есть». Для этого условно Пермский край был разделен на семь «точек роста» — «Среднекамье» (Пермь и Пермский район), «Предуралье» (Кунгур), «Северный Урал» (Чердынь, Красновишерск, реки Вишера и Колва), «Соль Камская» (Соликамск, Березники, Усолье), «Горнозаводской Урал» (Чусовой), «Нижнекамье» (Чайковский, Оса), «Парма» (Кудымкар). Каждая такая «точка роста» привязана к конкретному объекту. Будь то камень Ермак или музей истории соли. «Наша идея в том, чтобы заработала вся туристическая карта Пермского края», — рассказывает Павел Лях. Иными словами, каждый из планируемых туристских кластеров «должен представлять собой укрупненный инвестиционный проект, включающий ряд функционально, организационно и финансово взаимосвязанных проектов по отдельным объектам капитального строительства в туристической сфере».
Другое отличие новой программы — это проектный характер работы и ориентация на государственно-частное партнерство. Деньги на строительство или реконструкцию объектов туристической инфраструктуры теперь можно будет получить путем участия в конкурсе инвестпроектов. Для этого необходимо обратиться в министерство спорта с заявкой-проектом. Участниками конкурса могут стать муниципальные районы (городские округа) Пермского края. Вхождение края в федеральную целевую программу развития туризма позволит рассчитывать на получение субсидий на инфраструктуру в размере 28,9% от бюджета проекта. «Мы планируем до конца 2014 года такой проект сформировать и представить на федеральном уровне», — говорит Павел Лях.
В итоге ожидается, что прирост валового регионального продукта (ВРП) в Прикамье в 2017 году за счет туризма и смежных отраслей составит 3,3 млрд руб., кроме того, будет создано 4 тыс. дополнительных рабочих мест. Также заявлено, что за счет дополнительного поступления налогов окупаемость программы для регионального и местного бюджетов пройдет за три с половиной года.
Для реализации столь амбициозной программы власти Прикамья снова планируют запустить информационно-туристические центры (ИТЦ), которые смогут консультировать гостей города и потенциальных туристов о достопримечательностях региона и его туристических маршрутах. Их открытие в Перми, Соликамске и Кунгуре намечено ко Дню туризма (26 сентября). Напомним, что закрытие центров произошло в конце зимы прошлого года из-за отсутствия финансирования. Одним из последних проектов ИТЦ стал сувенирный словарь пермских слов и выражений, который получил название «И чё?».
Хоть региональные власти официально и заявляют, что не собираются отказываться от результатов предыдущей программы, имидж региона они планируют изменить. Так, по словам Павла Ляха, в июле этого года было объявлено о создании нового бренда Пермского края. Прежний логотип Пермского края — красная буква «П» был разработан студией Артемия Лебедева. «Конечно, пользоваться услугами Артемия Лебедева нам будет дорого, поэтому мы рассчитываем на местные ресурсы. Сейчас мы находимся в конкурсных процедурах», — рассказывает министр. Объявить победителя, который представит визуальное изображение края, планируется в конце года.
Александр Волков (агентство новостей ТЕКСТ). Все важные новости Перми в свободном доступе на сайте chitaitext.ru.