На прошлой неделе стало известно, что Теодор Курентзис покидает должность художественного руководителя Пермского театра оперы и балета.
«ТЕКСТ» вспоминает ключевые события, связанные с началом работы дирижёра в Перми: пресс-конференцию после назначения на должность в театре, первый концерт оркестра и выступление хора musicAeterna, а также Дягилевский фестиваль в 2012 году, когда программа событий впервые была сформирована лично Теодором Курентзисом.
Главные планы на новой должности
Художественным руководителем Пермской оперы Теодор Курентзис был назначен в январе 2011 года, а 3 февраля состоялась его первая пресс-конференция в театре, на которой он рассказал о свои планах на новой должности. В тот день было сделано несколько ключевых заявлений.
Своим приоритетом новый худрук назвал работу над качеством исполнения в театре. Планировалось менять и репертуарную политику. Предлагалась новая система — гибрид блочной схемы формирования афиши (когда несколько дней подряд идёт один спектакль) и европейской stagione, когда для постановки специально приглашают участников и спектакль показывают продолжительное время.
За сутки до встречи с журналистами в Перми Теодор Курентзис дал пресс-конференцию по этому же поводу в Москве,
где сказал: «Сейчас в Перми собралась замечательная команда во главе с Борисом Леонидовичем (Мильграмом, на тот момент зампредом регионального правительства — ред.). У них очень амбициозный план: когда Пермь станет культурной столицей — это не должно остаться на бумаге, это должно быть в действительности».
Первый концерт оркестра musicAeterna в Перми
10 февраля оркекстр musicAeterna впервые дал концерт на сцене пермского театра. «Репертуар для своего «явления Перми» Курентзис выбрал безошибочно: играли две последние симфонии Моцарта, 40-ю и 41-ю («Юпитер»). Лёгкая, многим знакомая музыка, на которой можно наглядно продемонстрировать отличие «фирменного» исполнения от привычного; с другой стороны, это позднее барокко с элементами зарождающегося классического симфонизма, требующее от исполнителей виртуозности», —
писал после концерта «Новый компаньон».
Непривычным для пермских театралов в этом концерте было очень многое. Вечером перед театром зрители пытались перехватить свободные билеты — такого ажиотажа меломаны не видели уже несколько десятков лет. Оркестр играл стоя, как было принято во времена Моцарта. В musicAeterna объясняли это просто: стоя музыканты чувствуют себя более свободными и им легче коммуницировать друг с другом и дирижёром. Больше всего зрителей впечатлила манера работы самого дирижёра, который позволял себе и «шипеть», и подпрыгивать, и «махать руками как крыльями».
фото Антон Завьялов
«Это было знаковое событие: отныне музыкальная и театральная жизнь в Перми заметно изменится» , — написали тогда СМИ.
На бис оркестр musicAeterna исполнил сцену «Грозы» («Orage») из второго действия оперы-балета Жана-Филиппа Рамо «Платея, или Ревнивая Юнона».
Презентация хора musicAeterna
Хор musicAeterna впервые выступил перед пермскими зрителями 20 ноября 2011 года. Концертом, который проходил в Органном зале, дирижировал Теодор Курентзис. В анонсе выступления говорилось, что хор станет частью коллектива театра и будет специализироваться на музыке Возрождения и Барокко, а также партитурах XX – XXI веков.
Основу коллектива составили солисты New Siberian Singers — хора, созданного за семь лет до этого Теодором Курентзисом и ведущим хормейстером Новосибирского театра оперы и балета Вячеславом Подъельским. На момент презентации в musicAeterna было 16 артистов, и набор ещё продолжался: каждый день его руководитель Виталий Полонский получал по несколько заявок от кандидатов из разных городов.
фото Никита Чунтомов
«Сложные многоголосые произведения — мотеты Иоганна Баха и Франсиса Пуленка — продемонстрировали виртуозное мастерство хора и его руководителя. Публика тоже проявила себя: кричала маэстро Курентзису «Браво!» под продолжительные овации, которые готова была устраивать и вовремя и не вовремя, когда исполнители едва умолкали в перерывах между фразами», —
написала после концерта «Российская газета».
Дягилевский фестиваль в новом формате
В 2011 году фестиваль ещё носил название «Дягилевские сезоны» и проводился прежним руководителем театра — Георгием Исаакяном. Но уже тогда чувствовался дух перемен. На закрытии фестиваля губернатор края Олег Чиркунов объявил, что теперь событие будет проходить раз в год, а не в два, как было прежде, и планируется создать для него большой фестивальный оркестр, в который пригласят высококлассных музыкантов.
«Просто на глазах смещается центр тяжести — и в культуре самого города, и в музыкальной ситуации страны. И это только начало. Вводятся фигуры кураторов, в следующем году это будут режиссёр Анатолий Васильев и французский композитор Паскаль Дюсапен. Планируется выйти на уровень, страшно сказать, Авиньона, Эдинбурга и Экс-ан-Прованса. Копродукции с Западом, мировые премьеры новых партитур, ансамбль «Модерн», Петер Селларс и Михаэль Ханеке.
фото Антон Завьялов
Руководитель балетной труппы Алексей Мирошниченко, сам не веря в произносимое, анонсирует работу с Иржи Килианом — «Свадебку» Стравинского», — так на OpenSpace.ru
подводила итоги фестиваля Екатерина Бирюкова.
В 2012 году название события сменилось на более лаконичное и он стал называться Дягилевский фестиваль. Генеральный менеджер Пермского театра оперы и балета Марк де Мони тогда рассказал, что программа событий создавалась Теодором Курентзисом и была сформирована полностью на его вкус.
Главными героями фестиваля стали композиторы-минималисты. Тогда же в программе впервые появились ночные концерты, которые вызвали одновременно и большой интерес публики, и её недоумение. Непривычный формат (в полной темноте, без объявления произведений, публика может лежать прямо на полу — на коврах и подушках, почти что под роялем) был принят пермским зрителем с высокой долей скепсиса, хотя сразу же получил своих преданных поклонников.
«Пермь живёт иной жизнью — по ночам люди предпочитают спать, а не музицировать, и музыку любят красивую и понятную. И это вовсе не значит, что народ здесь сплошь бездуховный и отсталый: мы ведь говорим не о любителях попсы и рэпа, а о поклонниках классики, —
пишет в «Новом компаньоне» Юлия Баталина — У этих людей отобрали любимый фестиваль — ведь на протяжении почти 10 лет «Дягилевские сезоны» были «сбычей» мечты увидеть и услышать любимых артистов, которые ни за что не добрались бы до Перми, не будь фестиваля».
Завершился Дягилевский выступлением обещанного годом ранее фестивальным оркестром под руководством Теодора Курентзиса. В составе созданного специально к событию коллектива играли скрипачи Елена Ревич и Гайк Казазян, виолончелисты Борис Андрианов и Антон Павловский, кларнетист Алексей Богорад, саксофонист Никита Зимин, тубист Джон Сасс и другие. Они усилили и без того яркий коллектив оркестра musicAeterna, в котором на тот момент уже состояли яркие представители молодого поколения музыкантов: кларнетисты Валентин Урюпин и Георгий Мансуров, скрипачи Андрей Баранов и Артемий Савченко, альтист Федор Белугин, виолончелист Игорь Бобович и другие.
фото Никита Чунтомов
На закрытии фестиваля оркестр исполнил сюиты из балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева и балета «Жар-птица» Игоря Стравинского и первый концерт для фортепиано с оркестром Иоганнеса Брамса, солировал в котором пианист Алексей Любимов.
Кардинальные перемены, произошедшие с Дягилевским после перехода его под управление Теодором Курентзисом, СМИ лаконично описали изменённой под ситуацию известной французской фразой: «Фестиваль умер. Да здравствует фестиваль!».
Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).
28 марта 2024 | 16:14
В Перми протестируют оплату проезда по распознаванию лица
В этом году в Перми пройдет тестирование система оплаты проезда по распознаванию лица. Как сообщает краевая газета «
Звезда», разработчик «ИТ-центрсервис» установит отдельное устройство с видеокамерой, которое сможет провести оплату за проезд после распознавания лица.
В Москве такая система работает несколько лет. Для ее использования нужно внести биометрические данные - изображение своего лица - в транспортное приложение и привязать карту для оплаты.
Для оплаты нужно посмотреть в камеру на входе. Система узнает пассажира и проведет списание денег за проезд.
Александр Волков (интернет-газета ТЕКСТ). Фото Freepik.
28 марта 2024 | 15:02
Летом в Перми начнут строить развязку для нового моста через Каму
Краевые власти проводят процедуру выбора подрядчика для строительства развязки на площади Гайдара, которая считается первым этапом проекта по строительству нового моста через Каму. Работы должны начаться в июне этого года и занять примерно 13 месяцев. Бюджет проекта 861 миллион рублей.
Проект строительства предусматривает, что на левом берегу мост будет выходить через развязку на ул. Окулова в районе улиц Дзержинского и Хохрякова. На правом берегу подходы к нему начнутся от развязки на пересечении ул. Докучаева, дороги Дружбы, ул. Спешилова и ул. Якутской. Планируется провести реконструкцию дорожного кольца в Сосновом бору.
Проект строительства третьего моста через Каму потребует финансирования в размере 65 миллиардов рублей.