Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) Константина Костина подготовил пятый рейтинг глав регионов. Губернатору Пермского края Виктору Басаргину пока так и не удалось выбраться из группы «двоечников» рейтинга. Он в очередной раз остался в самом «хвосте» списка, заняв 78-79 место.
Губернаторы оцениваются по многим факторам (методика – здесь), но определяющую роль играют ответы людей по всей стране (около 50 тыс. человек) и экспертов. Простым гражданам задают, например, такие вопросы: улучшается или ухудшается ситуация в регионе, хорошо или плохо работает на своем посту губернатор и так далее.
ТЕКСТ спросил у пермских политтехнологов, в чем причина низких рейтингов Басаргина, какую роль в этом сыграли пермские СМИ, и сможет ли губернатор переизбраться в Пермском крае на второй срок.
Сергей Ильин, политтехнолог:
ФоРГО — одна из структур, которая работает с администрацией президента. На этот рейтинг отчасти надо ориентироваться как на оценку деятельности глав регионов со стороны экспертной части администрации президента.
Когда губернатор попал в самый «подвал» рейтинга в первый раз, ему стоило задуматься, во второй раз — сделать выводы, в третий — принять меры, когда он оказался там в очередной раз, это значит, что ни то, ни другое сделано не было.
Насколько я понимаю, средний критерий оценки деятельности губернаторов – мониторинг СМИ, соотношение негативных и позитивных оценок. По этому показателю у него не все хорошо — выстроить дружественные отношения со СМИ ему не удалось. В том виде, в котором эти попытки были предприняты, они не работают, а на место Алексея Зорина (бывший глава PR-департамента губернатора) принят другой человек, который завязал тут кучу конфликтов со СМИ. Очевидно, что есть несколько непопулярных решений, которые продавливаются губернатором, например, строительство зоопарка в Черняевском лесу.
Можно сделать вывод, что планы у Виктора Федоровича поменялись. Если в прошлом году ходили слухи, что он собирается на досрочные выборы и вообще на выборы, то ситуация, которая сейчас сложилась в Пермском крае, позволяет сделать вывод, что он не уже собирается этого делать. Из «подвала» рейтинга в этом году уже исчезли четыре фамилии. Их исчезновению предшествовал не только рейтинг ФоРГО, но и скандалы с участием «Единой России» и Общероссийский народный фронт. Одна из этих сил выступала с публичной критикой главы региона. На данном этапе у нас пока это трудно представить, поэтому говорить о том, что у нас это произойдет, я не берусь. Но в электоральные перспективы губернатора никто не верит, да он на них и не собирается.
Александр Пахолков, руководитель рекламно-политического агентства «Агитпроп»:
В этот раз меня рейтинг настораживает. Знаю, что были попытки администрации губернатора разобраться с тем, кто эти рейтинги составляет. Например, администрация предоставляла показатели по рождаемости представителям этого рейтинга.
То, что мы (Пермский край, — прим. ред.) находимся все еще в группе смертников, меня напрягает. Рейтинг не отражает реальную картину, ведь есть регионы, где ситуация еще хуже, например, Костромская, Ивановская области. Получается, что рейтинг — это инструмент давления: давай-ка, исправляйся, а не исправишься, могут возникнуть проблемы. Тот, кто инициируют этот рейтинг, продолжает на него давить, но кто это, я затрудняюсь ответить. Надо разобраться со структурой рейтинга, на чем он строится, какие баллы. Я бы не стал говорить, что только на основе рейтинга принимаются решения в Москве. Тут надо смотреть глазами Москвы, для нее Пермский край — нормальный регион. Все это недовольство: зоопарком, 179 кварталом, аэропортом, — они для широких слоев населения ничего не значат, это такие элитные разборки. Ну не выстроил губернатор отношения с элитами, есть определенные проблемы, но у нас куча регионов, где ситуация острее.
Олег Подвинцев, доктор политических наук, директор пермского филиала Института философии и права УрО РАН по исследованию политических институтов и процессов:
Я не верю, что этот рейтинг инспирируется Кремлем и является каким-то знаком для губернаторов. Тем не менее, с учетом того, что резонанс в обществе он вызывает – виноваты в этом не только журналисты, но и политики – естественно, это ухудшает ситуацию губернатора, отношение к нему сточки зрения доверия, поддержки, веры в планы на будущее и т.д.
Связано это с тем, что его [Басаргина] не полюбили эксперты, которые этот рейтинг составляют. А чем они руководствуются, сказать сложно. Но все-таки проблема, прежде всего, в том, что губернатору нечем реально отчитаться в своих действиях. Было бы чем – тогда субъективные факторы можно было бы отодвинуть.
Константин Сулимов, политолог, эксперт центра «Грани»:
Даже если это знак губернатору, то как на него реагировать? Никто всерьез не понимает, как реагировать. Если бы губернатор и его команда могли бы по этому поводу что-то сделать, то сделали ли бы. А пока, скорее всего, не понимают. Когда не можете справиться с проблемой – лучше закрыть на нее глаза, что они и делают.
Как губернатора воспринимают широкие массы – сказать сложно, а в пермских СМИ и среди элиты у него не очень хороший имидж. Он как-то странно себя ведет. Не проявляет (где бы надо политику) целеустремленность, настойчивость, а где-то упирается изо всех ног и даже не очень понятно зачем. К примеру, зачем такой упор на Черняевский лес? Совсем непонятно.
Скорее всего, он так и будет сидеть в хвосте рейтинга. Видно, что чего-то не хватает, не получается, даже если он хочет. Может быть, не хочет.
Алина Комалутдинова, Анастасия Костина (агентство новостей ТЕКСТ). Все важные новости Перми в свободном доступе на сайте chitaitext.ru