10 Октября 2018 | 10:05

Не свернуть с пути

В Перми 1 ноября откроется выставка миниатюрной железной дороги. Это реалистичный макет, собранный из множества очень мелких деталей. В течение шести лет над ним работали около 20 человек.

«ТЕКСТ» узнал, кто создавал масштабную миниатюру, насколько больших сил и денег это стоило и как в ней получают отражение пермские реалии.

Миниатюра площадью 100 кв. метров


200 метров железнодорожных путей, вокруг которых выстроены крошечные дома с жителями и вокзалы, фабрики, магазины, автосервисы и заправки, тоннели и мосты, возвышаются горы, растут деревья и гуляют животные и люди. А по путям курсируют в обе стороны маленькие вагоны с пассажирами. Это макет миниатюрной железной дороги, над которым работает пермская команда PaRMa-Modul.  


Пермские моделисты шесть лет строят макет миниатюрной железной дороги и её окрестностей


За несколько лет  у макета уже было несколько версий, и сегодня он разросся до площади около 100 кв. метров. Из однопутного стал двухпутным с встречным движением и пересадочной станцией. Самые мелкие детали в макете размером менее 1 мм, а рост людей — около 2 см.

Есть и скрытая от зрителя часть. Это сотни метров проводки и управляющие цифровые устройства. Помещения для обслуживания и хранения материалов занимают 25 квадратов.

Номер последней версии — 2.5. Она впервые будет выставлена на всеобщее обозрение этой осенью. В прежнем варианте все рельсы находились на одном уровне, а вокруг строился ландшафт. В проекте 2.5 рельсы на некоторой части дороги находятся на трёх уровнях. Создатели макета говорят, что это хоть и небольшое, но очень важное изменение для всего проекта.

Сейчас с макетом активно работают 5-7 человек. В разные периоды строили его шесть пермских семей. Многие помогали им советами и информацией. Есть и такие участники процесса, которые создали всего один элемент декораций: художники, моделисты и конструкторы.  


Пермские моделисты шесть лет строят макет миниатюрной железной дороги и её окрестностей


Среди создателей макета есть программисты, электронщики, учителя, бизнесмены, экономисты. И, как ни странно, совсем нет профессиональных железнодорожников. Единственный участник, имевший отношение к созданию реальной железной дороги, переехал из Перми.

Больше миллиона рублей затрат и самые простые материалы


Сложный, многосоставной макет моделисты создают из очень простых материалов. «Для основания используем фанеру толщиной от 8 до 12 мм. Для ландшафтов — гипс, разнообразный картон, бумагу и много клея ПВА», — рассказывает руководитель PaRMa-Modul Александр Глушков.

Строения и сооружения они покупают или делают сами. В первом случае обязательно красят и часто переделывают. Практически все растения в макете покупные, хотя их тоже подвергают переделкам. «Пока нам не удалось полностью самостоятельно изготовить деревья приемлемого  качества», — поясняют моделисты.

Макет построен на их личные деньги. Сейчас в него вложено уже больше 1 млн рублей. В этом году моделистам повезло. На городском конкурсе социально значимых проектов «Город — это мы» они получили небольшой грант, что позволило ускорить строительство городской части макета.


Пермские моделисты шесть лет строят макет миниатюрной железной дороги и её окрестностей

300 деталей и «принцип бутерброда»


Увлечение PaRMa-Modul не только затратное, но ещё и очень трудоёмкое. Например, на станции в макете есть пакгауз — это здание склада с пандусом для разгрузки вагонов. Сначала его проект чертили в векторном редакторе, а поскольку у здания не было прототипов, то не было и чертежей и размеров.

При черчении нужно было не только постоянно пересчитывать проект в реальный масштаб, но и всё время учитывать толщину материала. «Если вы случайно возьмёте картон не той толщины при изготовлении детали, ничего хорошего у вас не получится, причём узнаете вы об этом, когда все стены будут собраны», — говорит Александр.

Одно только черчение заняло пару недель. Затем детали нарезали лазером из специального сорта картона.


Пермские моделисты шесть лет строят макет миниатюрной железной дороги и её окрестностей


«Одна из самых неприятных для моделиста проблем в нашем городе — это отсутствие желания у людей, владеющих соответствующим оборудованием, браться за мелкие заказы. Даже если у вас есть деньги, далеко не факт, что вы сможете вырезать, отфрезеровать, выточить то, что вам необходимо, — объясняет моделист. — Также очень мал выбор материалов, если они вообще есть. В Екатеринбурге, например, дела обстоят гораздо лучше».

Здание пакгауза содержит около 300 деталей, которые надо было собрать по принципу «бутерброда» — из шести слоёв миллиметрового картона. В итоге вся работа заняла около двух месяцев. Очень часто на здание может уйти и 3-6 месяцев — в зависимости от скорости работы и возможности достать нужный материал.

Строят моделисты со всеми подробностями: например, окно всегда имеет раму и стекло. В некоторых зданиях есть и внутренняя обстановка, даже если снаружи её не особо видно.  


Пермские моделисты шесть лет строят макет миниатюрной железной дороги и её окрестностей

Придать макету пермский колорит очень сложно


Участники проекта ещё «на берегу» договорились, что их макет — это собирательный образ России и Европы. Но, конечно, они хотели бы отразить в нём и родной город.

«Изготовить Пермь в миниатюре, по нашим подсчётам, будет стоить 5-10 млн рублей. И то это будут какие-то значимые объекты. Пока что мы не обладаем такими ресурсами, а спонсоров тоже найти не удалось», — рассказывает Александр Глушков.

В макете есть вагоны поезда «Кама». Пока это единственное, что явно указывает на Пермь в макете.

На концах миниатюрной железной дороги с обеих сторон сейчас пусто. На одном из них планируется строительство паровозного депо с поворотным кругом. Моделисты рассказывают, что это будет очень зрелищный объект. Но затраты на него нужны очень большие, так что процесс строительства продвигается медленно.

Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Фото Артёма Турова и Глеба Путилова.
Подпишитесь на «ТЕКСТ» в любимой соцсети


и получайте свежие тексты к себе в ленту!