Если вас спросят, кого сегодня можно отнести к пермским блогерам, вы, возможно, растеряетесь. Золотой век Живого Журнала давно миновал. Пермский Фейсбук полярен и сумбурен. Выделить в нём хотя бы нескольких блогеров, которые не теряют линии повествования и умеют увлечь аудиторию, очень сложно. Среди видеоблогеров пермского Ютьюба тоже пока с трудом можно назвать лидеров, хотя они явно начинают набирать популярность.
Зато к Телеграму пермяки смогли найти подход. И главный козырь, который позволил им чувствовать здесь себя вольготно, — анонимность и отсутствие комментариев. В самых популярных Телеграм-каналах пермяков записи публикуются от лица неизвестного автора.
Каналов с местной тематикой в этом мессенджере пока немного, и аудитория их по сравнению с «монстрами» мессенджера вроде той же «
Бывшей» немногочисленна. Осваивать второе главное творение Павла Дурова пермяки активно начали лишь в этом году.
Среди тех, кто ведёт свой Телеграм, есть депутаты, учреждения культуры и журналисты, которые рассказывают о любимых книгах или выкладывают стихи собственного сочинения. Есть даже канал, повторяющий манеру повествования популярной «Бывшей»с аудиторией в 80 тыс. подписчиков. Пермский «Поклонник» пишет девушке от имени выдуманного чиновника, упоминая реальных местных персон, в том числе губернатора. Но аудитория пермского канала едва превышает 80 человек.
В последнее время всё активнее стали заводить каналы пермские СМИ. ТЕКСТ сделал это одним из первых ещё год назад. Канал «
Пермь: еда, мода, развлечения» живёт в собственном информационном режиме, иногда не совпадающем с классической редакционной повесткой самого новостного сайта. В конце года редакция, возможно, запустит еще один канал с «горячими» новостями.
Автор неизвестен
Больше всего читателей в пермском Телеграме у анонимных политических каналов. В лидеры выбились «
Солёные уши», запущенные 7 февраля 2017 года. Здесь регулярно появляется информация из кулуаров, которую авторы сопровождают фразами «поговаривают», «бытует мнение», «источники доносят» и другими подобными. Сейчас у канала более 1800 подписчиков, и к чтению едких заметок о перестановках в кабинетах чиновников присоединяется всё больше людей.
Несмотря на анонимность на связь с читателями «Уши» охотно выходят. Каналу можно написать сообщение в специально созданный чат в Телеграме. «Анонимность канала в связана с тем, что имена авторов никому ничего не скажут — ни один из нас ранее в информационном поле не был засвечен», — рассказал тексту небезызвестный автор канала «Солёные уши».
По поводу публикаций, которые часто раскрывают не самые приятные моменты из жизни героев, в чат «Солёным ушам» регулярно приходят претензии. «Если они аргументированы, мы с удовольствием их публикуем в качестве ответного слова. Такого не было, чтоб мы не предоставили возможность оправдаться. Опровержения публикуем бесплатно», — говорят авторы канала.
Другой популярный анонимный канал о политике - «
Лбов» - читает более 1000 человек. Он появился 20 марта этого года и во многом пересекается с информацией, которую публикуют «Солёные уши». Каналы нередко делают репосты друг друга. Но обратной связи с «Лбовом» нет, и раздосадованным героям публикаций, если только они не знают автора канала лично, пожаловаться некуда.
С видом на СМИ
Всего несколько месяцев назад, 20 июля, появился другой популярный пермский канал — «
Вся соль». И хотя он посвящён событиям в сфере культуры и «сливов» о подковёрных играх здесь практически не бывает, он тоже ведётся анонимно. «Так удобнее», — говорят его авторы.
Канал в Телеграме авторы «Соли» рассматривают в качестве пробного шага, прощупывания почвы, который поможет понять, есть ли интерес к теме культуры в Перми. В будущем владельцы канала хотят запустить интернет-журнал, посвящённый этой тематике.
За три месяца им удалось собрать в Телеграме почти 500 подписчиков. Привлекать новых читателей непросто: в мессенджере для этого есть немного способов. Помогает обмен ссылками с другими Телеграм-каналами, перепосты популярных каналов, расшаривание записей в других социальных сетях.
На «Соль» иногда ссылаются СМИ, что тоже привлекает внимание к каналу. Так, например, было, когда его авторы разместили информацию о предполагаемой встрече президента Владимира Путина и худрука Пермской оперы Теодора Курентзиса и слухи об отставке с поста краевого министра культуры Галины Кокоулиной. Ни та, ни другая информация в итоге не подтвердились, а «Вся соль» опубликовала сообщение пермской газеты «Коммерсант» о том, что министр сохранила своё кресло.
Авторы рассказали ТЕКСТу, что не публикуют слухи: «Всё, что мы пишем — это информация от первоисточника. Другой вопрос, можем ли мы его назвать. Не всегда».
Формат неискажённой связи
Владельцы канала «Вся соль» выбрали для распространения информации именно Телеграм за его формат. «Это газета, которая гарантированно приходит вам ежедневно по подписке, — объясняют владельцы «Соли». — В соцсетях потребление информации устроено иначе, в первую очередь они про общение: человека и человека, человека и бренда. В Телеграме как таковой обратной связи нет».
Читатели дают о себе знать крайне редко. «Вся соль» указала в описании канала адрес электронной почты, на которую иногда и приходят письма. ТЕКСТ, кстати, пообщался с авторами канала таким же способом.
Случалось, что недовольные герои публикаций предпринимали попытки выяснить, кто ведёт канал. Но владельцев «Соли» такая реакция не пугает. «Она нам скорее любопытна», — говорят они.
Не пугает их и возможная блокировка Телеграма в России, которой регулярно грозит Роскомнадзор. «Вся соль» не верит, что это может случиться. При этом возможность расширить своё присутствие в информпространстве и завести страницу социальных сетях авторы канала тоже рассматривают, но окончательного решения ещё не приняли.
Туманная выгода
Сложно представить, как владельцы пермских Телеграм-каналов могут получить с них какой-либо ощутимый доход. По крайней мере в ближайшее время. В «Соли» ТЕКСТу ответили, что даже не ставили перед собой такой цели. Но недавно каналу поступило первое предложение разместить информацию за деньги.
В «Солёных ушах» комментировать вопрос о возможных доходах канала не стали. Но очевидно, что для слива политинформации популярные пермские Телеграм-каналы уже используются гораздо активнее, чем фейсбучные страницы выдуманных персонажей, которые цвели пышным цветом перед последними выборами в краевое Законодательное собрание.
Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).