На концерт Курентзиса во Франции слетелись боссы мировой музыкальной индустрии
На концерт худрука пермского театра оперы и балета Теодора Курентзиса во Францию прибыли боссы мировой музыкальной индустрии. Вышедшие за последние полтора года на Sony Classical записи Моцарта и Рамо помогли ему в кратчайший срок завоевать репутацию дирижера-иконоборца. Среди лидеров музыкальной индустрии на концерте был замечен и новый интендант Зальцбургского фестиваля Маркус Хинтерхойзер: уже известно, что козырной картой его первого же сезона в 2017 г. станет моцартовское «Милосердие Тита» с Курентзисом во главе оркестра Пермской оперы MusicAeterna, - сообщают «Ведомости».
Следующий масштабный проект Курентзиса – намеченная на сентябрь этого года постановка «Золота Рейна» Рихарда Вагнера на статусном фестивале Ruhrtriennale в Бохуме. Первую часть тетралогии «Кольцо нибелунга» оркестр Пермской оперы MusicAeterna сыграет на инструментах середины XIX в., режиссером спектакля станет интендант Ruhrtriennale Йохан Симонс.
Главная интрига заключалась в самой программе дебюта: в последние годы Курентзиса слышали на Западе в основном либо в барочных, либо в классицистских названиях, а «Иоланта/Персефона» давала возможность за один вечер оценить стратегию греческого дирижера во взаимоотношениях с позднеромантическим репертуаром и хрестоматией ХХ в. Как бы ни была тонка трактовка словно просвеченной рентгеном неоклассицистской мелодрамы Игоря Стравинского, центральным событием вечера стало исполнение «Иоланты», максимально далекое от привычных штампов интерпретации последней оперы Чайковского.
Заочно можно было предположить, что символистскую сказку, за бутафорским замком и рисованными лесными пейзажами которой нетрудно разглядеть колдовской сад «Парсифаля», Курентзис сыграет как русского Вагнера. Местами так и было: дирижер не уставал напоминать о том, что персонажи Чайковского чувствуют и ведут себя точь-в-точь как герои новой драмы и что написанное в 1892 г. сочинение звучит предтечей русского модерна с его повальным вагнерианством.
Но на самом деле искусство Курентзиса, как обычно, оказалось много шире любых предложенных его толкователями рамок – провансальскую «Иоланту» невозможно свести к какому-то одному сюжетному ходу или стилевому приему. Еще труднее ее пересказать: Курентзис словно бы ничего не добавлял от себя, просто максимально дотошно реализуя все указания, предписанные партитурой. Парадокс, впрочем, заключается в том, что она звучала так, будто исполнялась впервые, – чувство, знакомое по концертам середины нулевых, в которых Курентзис играл позднего Чайковского. Но в отличие от Шестой симфонии и «Пиковой дамы» «Иоланта» никогда не воспринималась дирижерами как пространство для волеизъявления, оставаясь полем для утоления амбиций певцов-бенефициантов. На заглавную партию была ангажирована Екатерина Щербаченко – но даже феноменальная музыкальность, гибкость интонирования и голубиная кротость одной из лучших русских сопрано наших дней оказались подчинены неумолимой дирижерской логике.
Трепетная прозрачная фактура идеально прослушана и проинтонирована, музыкальный текст прощупан так бережно и внимательно, как если бы он был написан шрифтом Брайля. Темпы по отношению к привычным как будто замедлены, но не слишком радикально – просто подопечные Курентзиса предельно ясно артикулировали все то, что десятилетиями пробалтывалось. Очистив «Иоланту» от вульгарной романтической тяжеловесности, дирижер подчеркнул революционность сквозной одноактной формы, выламывавшейся из оперного комильфо своего времени («Вся она какая-то неправильная», – огрызался на Чайковского Римский-Корсаков). Количество нюансов на страницу партитуры зашкаливало: «Иоланта» продемонстрировала совершенно немыслимую для многофигурного спектакля с пестрым кастингом степень концентрации исполнителей – на поклонах после часового спектакля артисты оркестра Лионской оперы выглядели выжатыми, как после многоактного вагнеровского марафона.
Эпохальная интерпретация произведения, долгое время существовавшего на периферии наследия Чайковского, стоила целых фестивалей в его честь: в год 175-летия композитора мало кто из дирижеров обходился с музыкой юбиляра столь же бережно.
Александр Волков (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.
25 июля 2024 | 09:37
Пермский музей авиации может вновь открыться этим летом
В Перми частный музей авиации может вновь открыться этим летом. Сейчас у входа в музей установлены шумоподавляющие щиты, которые мешают проезду и не дают выйти ему в стадию реконструкции.
«Если щиты уберут в ближайшие время, мы откроемся, чтобы отработать последнюю пару теплых месяцев в этом году. Ведь каждый год за летний сезон мы принимали 5000 посетителей. Нам хочется сохранять и делиться историей авиации, показывать роль нашего города в ее развитии», - сообщил директор музея Сергей Павлов.
Сейчас руководство музея вернулось к переговорам с инвесторами и прорабатывает варианты привлечения инвестиций с Агентством инвестиционного развития. Также музей опубликовал проект реконструкции на 2025-2026 годы. «Это генеральный план реконструкции. Он будет корректироваться, но уже сейчас понятно, в какую сторону мы двигаемся», - добавил Сергей Павлов.
Авиамузей был закрыт летом прошлого года. Часть экспозиций переехала в частные коллекции, ключевые экспонаты остались на территории музея. Позже участок и часть экспонатов (вертолеты Ми-2, Ми-8, Ми-24А, истребители МиГ-25 и МиГ-29, кабины самолетов Ту-134, Як-40, Ан-24 и Ил-14, авиадвигатели и пр.) были выставлены на продажу за 150 млн. рублей.
Музей под открытым небом был основан в 2000 году и располагался на Шоссе Космонавтов, 262. Здесь посетители могли забраться в кабины самолетов и вертолетов, увидеть авиабомбы, истребители и т.д. В мае на территории авиамузея появилась надпись «Добро пожаловать в Пензу!».
Татьяна Семилейская (ТЕКСТ)
24 июля 2024 | 11:57
В пермском зоопарке удалось получить потомство от снежных барсов
В Пермском зоопарке родились котята снежного барса - два мальчика. Родители котят - самка Аксу и самец Снежек. Это первое потомство пары. Как рассказали в зоопарке, с момента рождения за котятами и Аксу велось ежедневное наблюдение. Сейчас малышам 1,5 месяца, они имеют показатели здоровья, соответствующие возрасту. В настоящее время котята с матерью находятся во внутреннем крытом вольере. Хищница заботится о малышах и надолго без присмотра не оставляет.
Снежеку 12 лет, он родом из Чехии. В пермском зоопарке самец содержится с 2014 года. В 2024 году Снежек стал отцом в третий раз. Аксу была спасена из браконьерского капкана в 2019 году в горах Таджикистана и направлена в Россию.
В 2022 году пермский зоопарк подписал трехстороннее соглашение о сотрудничестве между Саяно-Шушенским заповедником и Красноярским парком «Роев ручей». Пермские специалисты участвуют в программе восстановления популяции снежного барса. Для этих целей в пермский зоопарк к снежному барсу Снежку прибыла самка Аксу.
Планируется, что пермский зоопарк выпустит котят в дикие условия в Саяно-Шушенском заповеднике. Это будет первый опыт пермских специалистов. В 2022 и 2023 году получить барсят не удалось - брачный период у ирбисов прошел безуспешно. Последний приплод снежных барсов в пермском зоопарке в условиях неволи появился в 2018 году.
Снежный барс, или ирбис – вид, занесенный в Красную книгу РФ. На сегодняшний день численность ирбисов в России не превышает 90 особей.