На Международном Дягилевском фестивале — 2017 состоятся две мировые музыкальные премьеры. 20 мая Антон Батагов представит фортепианный цикл «ГДЕ НАС НЕТ. Письма игумении Серафимы», а 22 мая в рамках концерта Vortex Temporum в исполнении Московского Ансамбля Современной Музыки впервые прозвучит пьеса Алексея Сюмака «Чужая».
Фортепианный цикл «ГДЕ НАС НЕТ. Письма игумении Серафимы» — произведение Антона Батагова, посвященное истории одной семьи, на долю которой выпали испытания большой истории XX века. Наталия Янсон и ее близкие были вынуждены оставить родину после революции 1917 года. Впоследствии их разлучила Великая Отечественная война — как оказалось, на десятилетия.
Антон Батагов, автор и исполнитель:
— Это сочинение в каком-то смысле можно считать продолжением «Писем Рахманинова». Отправной точкой для нового фортепианного цикла стало посещение русского православного монастыря, находящегося в 30 км от Нью-Йорка. Но если идея «Писем Рахманинова» была полностью придумана мною, то есть писем как таковых в «действительности» не было, то в новом сочинении есть невыдуманный сюжет и подлинные письма из архива одной семьи. Я буду читать их между частями фортепианного цикла. В них отразилась история русской эмиграции, история страны, погибшей в 1917 году и продолжающей жить в тех людях, которые навсегда сохранили в себе свет русской культуры и духовных традиций.
Вторая премьера также обещает стать откровением для слушателя. Помимо оперы Cantos, заворожившей публику в декабре прошлого года, на фестивале прозвучит еще одно новое сочинение Алексея Сюмака — пьеса «Чужая» для голоса, флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели. Написанное специально для Московского Ансамбля Современной Музыки (МАСМ) и вокалистки Ольги Власовой, произведение будет представлено в концертной программе Vortex Temporum. По словам автора, «Чужая» не просто абстрактная пьеса, а зарисовка с очень странным сюжетом.
Алексей Сюмак, композитор:
— Столкновение мужчины и женщины, которое, по идее, должно во что-то вылиться, так не во что и не перетекает. То, что имеет начало, не имеет логического конца, приходит к открытому финалу. Пьеса всё больше запутывается в сюжетном плане и доходит до довольно однообразного эпизода — так, будто пленку заело, и произведение не может завершиться. В итоге, в основе лежит не драматургический сюжет, а абстрактная ситуация.
Кроме того, среди премьер Дягилевского фестиваля — 2017 хореографический спектакль «Распад Атома», спектакль-променад Remote Perm и первая российская постановка оперы «Свадьба». Завершится фестиваль грандиозной хореографической премьерой — балетами Стравинского.
Алексей Сюмак — известный российский композитор, работающий в различных жанрах: от оперы и музыки для драматического театра и кино до симфонических, камерно-инструментальных и вокально-инструментальных произведений. Окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского, класс профессора Александра Чайковского, а также аспирантуру этого вуза. Среди его работ — пьесы Parovoz Structures и Obsessive Vision, музыка к спектаклям «Демон» и «Киже», масштабный «Реквием», посвященный жертвам Второй мировой войны. Сочинения Алексея Сюмака регулярно исполняются на ведущих фестивалях современной музыки в России, Великобритании, Германии, Италии, США, Японии и других странах.
Антон Батагов — российский пианист и композитор. Окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского, класс Татьяны Николаевой (Тарасевич). В 1990 году вышла дебютная запись, принесшая известность молодому исполнителю, — фортепианный цикл Оливье Мессиана «Двадцать взглядов на младенца Иисуса». Антон Батагов стал одним из наиболее заметных представителей музыкального минимализма в России и за рубежом, но не ограничил свои поиски одним направлением. В его творчестве практически отсутствует рубеж между понятиями «сочинение» и «исполнение». Любые пласты истории — от древних ритуальных практик до рок/поп-культуры и виртуальных технологий — органично сплетаются в единое целое.
Александр Волков (интернет-газета ТЕКСТ).