27 Февраля 2014 | 10:22

Музыка есть исповедь

Художественный руководитель пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис в интервью журналу «Малина» неожиданно глубоко и искренне рассказал о своем видении музыки и жизни. ТЕКСТ публикует полную версию интервью с разрешения правообладателя. 



Теодор Курентзис, дирижёр, 41 год, родился в Афинах

Чтобы описать, что такое дирижёр, нужно слово, которое не имеет веса. Это как бабочка, которая не может идти, а сразу летит. Кто-то не понимает, для чего дирижёр стоит за пультом и что от него зависит. Это действительно сложно объяснить. Я вижу дирижёра как игумена, который служит чему-то прекрасному, неземному.

Успех для меня — это если кто-то после моего концерта пойдёт домой и посмотрит на свою жену другими глазами. Или попросит прощения, или признается в любви.

Современная музыка, как ни странно, должна быть легче для восприятия, чем классическая. Потому что с классической музыкой сделать что-то свежее ужасно сложно. В этой музыке густой сладкий мёд, и он очень опасен для организма. Для духа, я имею в виду. И мало кому удаётся эту музыку мощно и убедительно сделать. А в современной музыке нет этой опасности: она свежа, экзотична. Новые приёмы звучания, новая акустика.

Музыка есть исповедь. Это можно ощутить в монастырях — я почувствовал это на Афоне. Меня больше всего интересует сакральность в музыке. Не важно, западная это музыка или восточная. Важно, чтобы она открывала не двери чувств, а двери духа. Наверное, только так можно осознать своё бессмертие.

Моя цель — чтобы люди целовались на моих концертах, уходили, наполненные любовью, вдохновением, надеждой.

Восприятие музыки у российской публики намного тоньше, нежели у европейской. Она гораздо более эмоциональна, она ближе к сути, чем европейский слушатель. Музыка для большой части европейцев — это часть светского общения. В России музыка ближе к субстанции бытия человека.

Однажды в какой-то поездке за границу я вдруг остро почувствовал тоску по России и осознал, что больше не смогу без неё. Нигде я не был так счастлив. Это страна, в которой по соседству живут святые и разбойники и до сих пор случаются чудеса.

Русские для греков — не иностранцы, скорее родственники. Как-то в одном греческом монастыре я слышал, что на вопрос священника, сколько человек в группе, ответили: «Около десяти иностранцев и трое русских».

Если у русских есть один огурец и полбутылки водки, то можно найти решение всех проблем человечества.

Я родился и вырос в Греции, в православной стране. Став взрослым, я изучал другие религии, прочёл много книг по восточной философии, эзотерике, гностицизму. Это было любопытно, я хотел получить новый опыт, для меня был важен поиск. Но в то же время я не переставал быть православным — в храм ходил всегда. После этого поиска вернулся к источнику. Были эти поиски или их не было — нет никакой разницы. Как сказано, «верь и не исследуй» — лучше всего просто верить.

В Греции я прожил 20 лет, и уже 20 лет я прожил в России. Когда я в Греции — скучаю по России, когда я в России — скучаю по Греции. Скажите мне: где золотая середина?

Во многих богатых московских квартирах столько золота, что оно становится похожим на пластмассу. Если посмотреть на обновлённый Большой театр —то же самое: всё настоящее, но похоже на пластмассу. 
 
Если ты умрёшь прежде того, как умрёшь, то ты не умрёшь, когда будешь умирать.

Я знаю, что многие детали моей работы не уловит на слух никто, кроме меня. И всё же я это делаю.

Когда я был маленьким, мы с мамой ходили в разные магазинчики: к дяде Косте, у которого продавалась фасоль, разливное масло, сыр; потом в хлебную лавку дяди Степана и так далее. Разные продукты мы покупали во множестве лавок, и хозяин каждой из них был самобытной личностью. Через много лет открылись большие супермаркеты — и эти замечательные люди из античной мифологии стали рабами глобальных предприятий. А старичок, который жил в тесной комнатке и разносил кофе по соседним офисам, вынужден был закрыть своё скромное дело, когда открылся огромный «Старбакс» напротив. Всё это похоже на то, как акулы едят маленьких рыбок. Но моя музыка и мои мечты связаны именно с этими маленькими рыбками.

Говорят, быть влюблённым —не очень хорошо для работы: «не верьте влюблённым поэтам». В моём случае это не так: в периоды моей влюблённости были созданы работы, которые я признаю.

Что есть провинциальность? Это когда люди не развиваются в течение жизни.

Боль в музыке облегчает боль страдающего человека. Он понимает, что не одинок в своих переживаниях. И через эту боль, через страдание человек идёт к свету. Только в такой музыке есть смысл, и только тогда она по-настоящему красива.

Если в исполнении не будет тотального экстаза, тотального погружения, то со стороны музыка будет восприниматься как формальность. Мы с оркестром относимся к музыке так, чтобы в ней была глубина, страстность и искренность. Задача моего коллектива —вылечить людей от условностей и формализма.

Не могут настоящие музыканты превращаться в сотрудников, которым лишь бы поменьше поработать и побольше получить. Тогда они для меня уже не Музыканты, а посредственности.

К сожалению, большинство тех, кто играет, и тех, кто слушает, не верят в ангелов.

Малер говорил, что Моцарт — это маленький бог, который упал на землю, а Бетховен —это человек, который поднялся на небеса.

Иногда у меня опускаются руки. А потом поднимаются. Я дирижёр. У меня работа такая —опускать и поднимать руки.
город
Кто на новенького
Что порадовало и расстроило пермяков в новом терминале аэропорта.
2623
Завод высокой культуры
В Перми планируется создать социокультурный кластер - аналог московского «Винзавода».
1257
Вперед в СССР
Зачем родители покупают советские учебники, и делают ли они детей умнее.
1097
Движение по расписанию
Как изменится система общественного транспорта Перми в ближайшие годы.
57
Новая Пермь
Каким видят город те, кто уехал из него 10 лет назад?
2664
Желтая линия
«Пролетарка» станет первым микрорайоном города, полностью адаптированным для маломобильных горожан
194
Школа - дом родной
Почему пермские родители не пускают детей в школу и выбирают домашнее обучение.
3366
Красиво работать не запретишь
Как стрит-арт художники и иллюстраторы преображают пермские офисы.
4915
Подпишитесь на «ТЕКСТ» в любимой соцсети


и получайте свежие тексты к себе в ленту!