На днях пермский блогер и путешественник Эльнар Мансуров сообщил, что решился переехать из Перми. В числе основных причин переезда он назвал климат. «Хочу место, где теплее, физиологически уже не могу жить в холоде. … Климат условного Краснодара/Порту/Мельбурна гораздо комфортнее уральского, где лето это 2 месяца», -
написал он в своем аккаунте в Instagram.
Климатический дискомфорт — одна из главных причин, почему пермяки покидают город и выбирают регионы потеплее. Несколько лет Краснодарский край является одним из самых популярных направлений миграции горожан.
ТЕКСТ поговорил с к.э.н, доцентом департамента менеджмента НИУ ВШЭ – Пермь Ириной Шафранской о том, бывают ли привлекательные для жизни города с плохим климатом и как Пермь может конкурировать за миграционные потоки:
«Это направление всей страны»
Таких городов нет. Климат — это одно из базовых условий. Есть люди, которые терпят <плохой> климат. Они находят какие-то другие преимущества <жизни в таких местах>. Очень интересно с этой точки зрения выглядит Якутск в России, потому что Якутск сразу в нескольких направлениях использует свои возможности холода. Например, у них есть испытательный полигон известного производителя шин Bridgestone, единственный в мире, находящийся в самых суровых условиях. Есть территории, которые умеют из своего недостатка, связанного с климатом, сделать преимущества. Но такого, чтобы люди целенаправленно ехали в плохой климат и любили его, конечно, нет.
Не только пермяки, но и жители Тюмени, Челябинска, - все перебираются в Краснодарский край. Это направление всей страны. Помимо столиц, оно является точкой притяжения наравне с Казанью и Ростовской областью.
Есть очень много территорий с не очень комфортными климатическими особенностями: дожди в Лондоне, холода в Швеции и так далее. Но у этих территорий есть хорошие характеристики, способные суммарно уравновесить этот плохой климат. И если мы посмотрим на пост Эльнара, он пишет не столько о плохом климате, сколько об отсутствии солнца. Например, в той же Швеции рабочий день сдвинут таким образом, что люди, начиная работать чуть раньше, получают больше солнца. У них в целом рабочий день устроен немного по-другому.
«Мы всегда средние»
У нас нет центра притяжения, который бы заявлял о себе на федеральном уровне. И это всегда было спецификой Перми. Мы всегда средние в этом плане. Поэтому сейчас время для того, чтобы искать, чем можно было бы <себя> заявить. Это могут быть отдельные технологические направления. Но сюда не поедут заниматься, условно говоря, фотоникой. Но если мы вокруг фотоники построим новый университет, который был бы связан с мировыми центрами, то, возможно, поехали бы.
Сейчас люди приезжают в Пермь каждый по своей причине и находят себя парадоксальным образом в незанятых нишах. У нас очень много незанятых ниш. Поэтому возможности есть и их много. Но нужны очень яркие и серьезные заявления о своем городе на федеральном уровне — чем мы хороши. Это во-первых.
Во-вторых, системное проникновение этих заявлений во все сферы жизни. Давайте откроем здесь федеральную клинику супер высокого уровня, которая занимается чем-то, чем никто не занимается в радиусе 500-1000 км и это уже будет хорошо. Но пока этого нет и это тоже стратегия, так тоже можно быть — средним и при этом достаточно хорошим.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ.