Дмитрий Самойлов руководил администрацией Перми почти семь лет и за год до окончания полномочий перешел в правительство края. ТЕКСТ решил вспомнить, чем он отличился на посту градоначальника.
Дмитрий Самойлов был ярким представителем классического пермского стиля управления. Со всеми его плюсами и минусами. С основательностью, осторожным отношением к новому, равнодушием к политике и прожектёрству, ставкой на местные, проверенные кадры.
Вспоминая крупные городские проекты последних лет, складывается впечатление, что Дмитрий Самойлов старался нагнать инфраструктурное отставание Перми, накопившееся за последние 20-30 лет. Он воспользовался тем, что у него было больше строительного опыта, смелости и бюджетных возможностей, чем у предшественников.
Дороги и строительство муниципальных объектов - главные городские проекты последних лет. При Самойлове город вышел на устойчивый ежегодный «миллион квадратных метров» ремонта дорог. Постепенно жалобы на ямы и выбоины сменились периодическим возмущением по поводу закрытия движения. Но, никогда за последние 20-30 лет дороги в Перми не были в таком хорошем состоянии.
Идея о «расшивке узких мест» в городе вылилась в реконструкцию площади Восстания, ремонт Северной дамбы, улицы Макаренко, Героев Хасана, Революции. Самым впечатляющим проектом стало расширение выезда из города под железной дорогой на улице Героев Хасана.
Рассказывая про строительство социальных объектов, администрация города стала использовать фразу «впервые с советских времён». Действительно, городе вновь стали строить корпуса школ, бассейны, новые трамвайные пути.
Периодически городские стройки вызывали возмущение общественности: их ругали за вырубку деревьев, за неряшливость производства работ, за столбы посреди тротуара. Но, эти стройки успешно завершались - город получал новые корпуса школ, новые полосы для движения транспорта. И это было ценно, особенно на фоне буксующих краевых проектов - зоопарка, улицы Строителей и т.д.
Дмитрий Самойлов никогда не был мэром, заигрывающим с урбанистикой, но именно при нем в Перми появилась целая серия модных явлений. Прежде всего, много денег было направлено на реконструкцию общественных пространств - парков, скверов, стадионов, набережной, эспланады. Некоторые парки восстанавливались просто в классическом виде, другие - на новом уровне. Например, новая набережная. При поддержке Самойлова в Перми появился масштабный ежегодный марафон и жесткая система платных парковок.
При таком количестве проектов Дмитрий Самойлов мог бы агрессивнее заниматься личным имиджем, ростом своей популярности. Он он был равнодушен к политике, не рисовал захватывающих картинок, не обещал пермякам архитектурных чудес. Скорее всего, на Самойлова оказало влияние становление в 90-ые, когда в Перми нормальной считалась схема «построил - расскажи». «Десятые» с их легкомысленной моделью «болтай-обещай» не вписывались в его картину мира.
Эффективность и отсутствие политических амбиций позволили Самойлову поработать с тремя губернаторами. Наверное, с Максимом Решетниковым у них мог бы получиться самый удачный альянс - молодой, амбициозный губернатор, слегка витающий в облаках, и практичная, в меру консервативная мэрия. Но в системе Решетникова никто не имел права на альтернативное мнение и мэрия послушно втягивалась в проекты губернатора по сносу рекламы, отмене ЕНВД, в непросчитанную транспортную реформу.
Губернаторы и зима - две проблемы, решение которых Дмитрий Самойлов не успел найти. Немного кто вспомнит, но после появления нового мэра дороги в Перми стали чистить заметно лучше и крупных проблем для транспорта зима с тех пор не создавала. Но с тротуарами и крышами так не получилось. Возможно, здесь против Самойлова работала его привычка не менять команду. Главы районов и коммунальщики с каждой зимой производили все больше показной активности, но снег и лед убирали как получится.
Вспоминая последние семь лет кажется, что по какому-то негласному распределению обязанностей Самойлов выводил Пермь из прошлого, а губернаторы в это время искали дорогу в будущее. И если будущее, по-прежнему, существует преимущественно в картинках, то несколько новых дорог, школ и набережная, к счастью, в реальности.
Александр Волков (интернет-газета ТЕКСТ).