29 Июня 2016 | 10:22

Меловой период. Зачем пермским кафе грифельные доски и кто на них зарабатывает

Молодого человека вновь вызвали к доске — он пишет на ней уже битый час, аккуратно выводя буквы. Нет, это не затянувшийся урок в школе, это пермский художник Андрей Друм работает над обновлением информации на грифельной доске в одном из пермских баров.

Леттеринг или рисование мелом на грифельных досках массово появился в пермских магазинах, пабах, кафе, ресторанах три-четыре года назад. Тогда это только начинало входить в моду, теперь же грифельная черная доска красуется примерно в каждом третьем заведении Перми. Зачем они нужны?


2906-n1.jpg


Во-первых, это не только дань моде, пришедшей в Пермь из Европы. Досками и мелом в заведениях пользуются потому, что это удобно: информация о спецпредложениях, скидках и акциях постоянно обновляется и ее проще быстро написать на доске, чем печатать листовки. В ресторане «Партизан» рассказали, что обзавелись грифельной доской не сразу, а когда появились концертная программа, спецпредложения в меню и футбольные трансляции. Говорят, надписи мелом работают, например, стоит анонсировать на доске корюшку к футболу, так ее быстро разбирают.

Во-вторых, это заметная рекламная вывеска, выполненная красивым шрифтом и нередко — с меловыми иллюстрациями. Пусть она дублирует информацию из меню или ценники на витрине, но она сильнее привлекает внимание посетителя.


2906-n3.jpg


В-третьих, меловая доска — это шаг от масс-маркета в сторону индивидуального подхода к клиенту, чтобы тот чувствовал себя как дома. Например, в одном из крупных пермских гипермаркетов ценники в сырном отделе написаны белым мелком по черному, от руки. Словно это и не сырный отдел в большом магазине, а фермер на сельском рыночке разложил товар, наскоро от руки чиркнув на темной бумажке название и стоимость.

«У леттринга есть определенная красота и эстетика в легкой кривизне шрифта – ведь он рисуется вручную, поэтому у него должна быть небольшая погрешность, ведь над ним работает человек, а не машина», — говорит Андрей Друм. Он — самоучка, сам изучал шрифты, каллиграфию, разбирался в логике построения шрифтов и их истории и за три года «набил руку». В числе его работ — меловые доски «Кулинарной лавки №1», нересторана «Фишер», пивных магазинов Bivo shop и «Дочь мясника», паба «Штопор».


2906-n4.jpg


Сегодня в Перми есть около пяти-шести художников, постоянно работающих в жанре леттеринга. «Это востребованное направление — в какой-то момент заведения стали делать меловые доски как способ удачной недорогой подачи информации», — говорит Андрей Друм.

Для каждого заведения художник подбирает стиль и шрифт. Цель — создать красивую, «цепляющую» надпись или композицию, пусть и недолговечную. Работу с заказом он выстраивает так:

1. Заранее запрашивает информацию у клиента о заведении,

2. Приезжает, замеряет доски, фотографирует, делает заметки,

3. Дома рисует наброски, показывает их клиенту. После того как эскизы утверждены, делает на них разметку,

4. Приезжает в заведение и начинает рисовать по готовым эскизам и разметке.


2906-n2.jpg


В отличие от школьных досок, на рекламных пишут специальными меловыми карандашами, мелками или твердой пастелью. Чаще всего художникам заказывают нарисовать на меловой доске меню и спецпредложения заведений. Надписи могут держаться долго, иногда для большей фиксации художники брызгают на них обычным лаком для волос. Обычно у Андрея Друма 3-4 заказа в месяц, над каждым он работает по нескольку дней. Стоимость заказа зависит от длины доски, объема информации, которую нужно нанести, а также наличия рисунков. В среднем работа художника на меловой доске стоит от 3 тыс. руб. Примерно раз в два месяца он обновляет информацию а иногда полностью перерисовывает доску.

Сегодня леттеринг в городе активно развивается. В планах Андрея Друма — провести мастер-классы по работе с меловой доской, набору шрифтов и построению шрифтовой композиции. 

Алина Комалутдинова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.
сытый&одетый
Обыкновенное блюдо
Почему сейчас хорошее время открывать ресторан, хотя многие заведения выставлены на продажу.
1589
Закат пончиков
Как лапша побила пончики и станет главной уличной едой.
5162
Как я жила в Канаде
Блюдо "путин", пряные индусы и три звезды Мишлена для доширака. 
6964
Гречка на вес золота
По каким продуктам скучают пермяки, живущие за границей.
7743
Молодо, зелено
В Перми начала работу доставка пророщенных семян.
9032
«Сначала я был в шоке»
По каким продуктам скучают иностранцы в Перми и что думают о местной кухне.
11005
Радость есть
Почему пермяки перестали доверять магазинной еде, или Как у меня появилась своя шоколадная фабрика.
11127
Всё перемелется
Как бывший топ-менеджер завода стал фермером, взявшись за производство масла и муки.
11952
Меловой период
Зачем пермским кафе грифельные доски и кто на них зарабатывает.
36522
истории и спецпроекты
Придется «пить медуз»
Команда из 11 человек отправляется из Перми в тропики. Их цель - выжить на необитаемом острове. 
3164
Год геймеров
Когда ждать выход трех оригинальных пермских компьютерных игр.
2453
За детской мечтой
Как пермский монтажник объехал автостопом все климатические зоны планеты.
4798
Пещерные люди
Зачем туристы спускаются зимой в пермские пещеры и что общего у пещер и космоса.
6824
Счастье и горы
Как пермяки освоили недоступную «долину идолов» и показали ее туристам со всего мира.
6375
Праздность — начало всему злу
«Правила жизни» основателя Перми Василия Татищева и других известных горожан. 
43976
Затаив питание
Покоритель «полюсов недоступности», бесстрашный путешественник Андрей Королев рассказал, как отказался от мяса и достиг больших успехов в спорте.
19109
Клубометры дыма
Как зарождались, становились культовыми и уходили в небытие легендарные пермские танцевальные клубы. 
44233
Кто у вас с подносом
Официант крупного пермского ресторана на условиях анонимности рассказал ТЕКСТу о еде из тарелок гостей, «королях вечера», чаевых и о том, что общего между официантом и пикапером.
58444
Подпишитесь на «ТЕКСТ» в любимой соцсети


и получайте свежие тексты к себе в ленту!