Колыбель патриотов: как в Перми воспитывают детей с помощью гуслей, балалайки и потешек
Развитие ребенка с помощью гуслей, балалайки, хоровода и народных потешек. Возможно, многие родители посчитают этот метод несерьезным, ведь сегодня куда более популярны инновационные методики развития детей. Однако мало кто догадывается, что многие из них берут свои корни из народной педагогики, а иногда и полностью копируют «бабушкины» приёмы развития малышей. В Перми о народной методике узнали сравнительно недавно, и сегодня ее популярность растет с каждым годом. Во многом благодаря уникальному проекту «Жар-Птица», автором которого является пермский этнопедагог Арина Медведева. Ее проект - это система занятий для мам с детьми, в основе которой лежат русские народные традиции и принципы народной педагогики.
«Проект существует второй год, но рождаться программа начала ещё раньше. Родную культуру, фольклор я уважала и любила всегда, понимала её значение в воспитании. Но полноценно оценить ее влияние на развитие ребёнка пришлось уже на практике»,- рассказывает Арина.- Начинать работу было не просто, цели казались невероятно далёкими. Но я старалась объединить все свои знания в педагогике, психологии, лингвистике. Научилась игре на нескольких музыкальных инструментах, работала над своим голосом, освежила всё то, что видела и слышала от своих бабушек, и когда жила и работала над сбором материала в глубинке. Мой багаж – это два высших педагогических образования и страсть к познанию народной культуры. Но мой главный мотиватор – это, конечно, мой ребёнок, желание вложить в него всё, что в моих силах».
Главное в проекте – передать родителям знания об основах традиционного воспитания, научить их развивать своих деток, используя методы и средства народной педагогики. В их число входят пестовальная гимнастика, потешки, традиционные игры, хороводы, импровизации на музыкальных народных инструментах, прикладное творчество и пр.
«Жар-птица появилась в названии не случайно. Этот образ настолько же многогранный и душевный, как и суть наших занятий. Женское творческое начало, детская сказка, фольклор, традиция, солнечно-огненная стихия – всё сокрыто в образе этой волшебной птички»,- поясняет Арина.
По словам педагога, сегодня многие родители уверены, что фольклор хорошо влияет только на развитие музыкальных способностей ребёнка. Однако не все знают, что устное народное творчество является всесторонним инструментом развития. Речь, логика, мыслительные способности, общая и мелкая моторика, эмоциональная сфера – всё это развивается благодаря народной педагогике.
«Самое главное, на мой взгляд, – это культурная и духовная составляющая. Любить свой Род и гордиться им, уважать старших, беречь матушку-землю и всё, что она порождает – как сложно родителям прививать все эти ценности детям! Где и как найти методы работы с этими вопросами? Простые ответы даёт нам всё та же народная педагогика: сказки, прибаутки, песни, пестушки-потешки, игры – все эти традиционные жанры творчества воспитывают малышей с самого рождения. Никаких искусственных методик, всё просто, естественно, ладно... Плюс ни одна современная школа не даст активизации родовой памяти ребёнка. Генетическая память может пробуждаться только древними текстами, содержащими сакральные образы. В этом, на мой взгляд, уникальность фольклорного текста и подобных занятий»,- рассказывает Арина Медведева.
Сегодня занятия в «Жар-Птице» проходят в группах по 6-8 детей с мамами. Есть группа с малышами с рождения до 1 года, с 1 года до 3-х лет и до 5-6 лет. Иногда мамы приходят с двумя и даже тремя малышами, и тогда группы становятся разновозрастными.
Обычно занятия начинаются с разговора о традиционном календаре – участники вспоминают месяцеслов, приметы дня, традиции, связанные с ним. На каждой встрече этнопедагог обсуждает с родителями темы о «развивающих методиках» прошлого, о том, какая была обрядовость, связанная с детьми, как одевали детей, как отучали от груди, что делали бабушки для снятия с малыша страхов и испугов, как прививали любовь к труду и т.д. Далее занятия продолжаются народными играми (подвижными, пальчиковыми, хороводными), песнями, связанными с «темой дня», импровизацией на музыкальных инструментах и плясками детей. Малышам до года предлагается пестовальная гимнастика - сочетание различных массажных и гимнастических приёмов. Она сопровождается пестушками-потешками - небольшими песенками, которые несут не только яркий шутливый характер, но и наполнены древними образами. Неслучайно этнографы говорят о том, что детско-материнский фольклор берёт свои корни из древних заговоров.
«Кроме того, на занятиях малыши слушают живую игру различных народных инструментов, самым любимым из которых стали гусли. Да я и сама с особенной радостью играю на гуслях для деток и мам. А как любят дети сами импровизировать! Свирель, домра, гудок, трещётки, ложки, бубны, шеркуночки, колокольчики – всё это инструменты народного «ансамбля» малышей и их родителей», - рассказывает ведущая занятий.
Сегодня популярность проекта Арины Медведевой постоянно растёт. Это чувствуется по нахлынувшим в этом году заявкам от различных школ развития и частных групп.
«Следующий год обещает быть интересным тем, что проект (точнее, одна из его групп) плавно перетечёт в сферу образования и обучения, - говорит педагог.- Многие наши родители, чувствующие глубину и значимость образа в традиции, заинтересованы обучением ребёнка не в обычном детском саду и школе, они стремятся показать своим деткам более широкую картину мира, более глубокий образ буквы и символа. Именно это стремление породило намерение создать группу не просто с развивающей, но и с образовательной направленностью. Но это будет уже совсем другая история».
Татьяна Семилейская (агентство новостей ТЕКСТ). Все важные новости Перми в свободном доступе на сайте chitaitext.ru