Если в начале 2000-х восточные языки в Перми можно было учить только в частном порядке, то сегодня китайский, японский и корейский преподают в школах и ведущих пермских вузах.
ТЕКСТ узнал, как пермские вузы «разворачиваются на Восток», в чем одна из главных проблем преподавания восточных языков и какой азиатский язык сегодня самый модный.
Какой азиатский язык сегодня самый модный
Спрос на китайский в Перми обгоняет предложение. Он самый популярный из азиатских языков. Факультативно и в частном порядке его изучают ребята из 20 пермских школ, а организовано и прицельно – в четырех. Стоимость одного урока у репетитора китайского языка в среднем составляет 800-1000 руб. (за академический час в 45 минут). Пермские языковые центры также предлагают курсы азиатских языков.
Наиболее широко восточные языки и культуры изучаются сегодня в пермской гимназии №2. Там преподают китайский, корейский и японский для школьников и взрослых.
Если китайский сегодня – самый востребованный, то корейский – самый модный из азиатских языков. «Когда проводили опрос студентов Высшей школы экономики первого и второго курса на тему «Какой язык вы бы хотели учить по выбору: корейский, китайский или японский, то с большим отрывом победил корейский язык. Корейская молодёжная культура сейчас более интересная, но это временное явление», - рассказал китаевед, председатель Пермского отделения общества дружбы с Китаем Михаил Каменских. По его словам, в прошлом году курсы корейского открыла еще одна пермская школа – гимназия №31, там набрали сразу три группы желающих.
Китайский как второй иностранный
В Перми пока нет ВУЗов, которые бы готовили востоковедов и переводчиков, у которых бы азиатский язык был основной. Его преподают как второй или третий иностранный. В 2013 году в классическом университете китайский как второй язык был включен в образовательную программу факультета СИЯЛ, а в 2018 на филфаке была запущена программа подготовки учителей русского как иностранного со знанием китайского языка. Как сообщают в пресс-службе вуза, конкурс на нее высокий – в среднем 14 человек на место. Сегодня в университете также преподаются японский и китайский как курсы по выбору.
Недавно в классическом университете решили создать Центр Восточноазиатских исследований. Он станет научным подразделением ПГНИУ и будет выполнять функции кафедры. Центр сосредоточится на восточноазиатских исследованиях в области лингвистики, литературоведения и культурологии, а также подготовке специалистов в этих сферах. Он планирует взаимодействовать с университетами Китая и ведущими вузами России, осуществляющими подготовку по востоковедению.
В пермском Политехе лингвистов-переводчиков по профилю английский-китайский языки начали готовить с 2019 года. Сегодня конкурс на эту специальность – один из самых высоких среди направлений обучения по иностранным языкам. «В 2022/23 учебном году по направлению «Лингвистика» впервые были набраны две языковые подгруппы с китайским языком. Это 20 студентов. Все они поступили с высокими баллами ЕГЭ по иностранному языку: 85 и выше», - говорит заведующая кафедрой «Иностранные языки, лингвистика и перевод» Пермского Политеха, доктор педагогических наук Елена Аликина.
Разворот пермских ВУЗов на Восток
Однако популярность у студентов набирает не только китайский язык, но и японский, корейский, а также турецкий.
Классический университет стал первым вузом Прикамья, где появилась возможность выучить два азиатских языка: китайский и японский в рамках одной специальности. «Четыре группы приступили к обучению осенью 2022 года, две из них продолжат обучение весной 2023 года, к ним добавятся еще четыре», - сообщили в пресс-службе вуза. Также с этого учебного года японский как курс по выбору (электив) мог выбрать студент любого факультета. В 2023 году начнется набор абитуриентов на образовательную программу «Восточные языки (китайский и японский)» по направлению «Лингвистика» на филологическом факультете. Китайский язык студенты будут изучать с первого курса, японский добавится на втором.
Другой ведущий ВУЗ – пермская Вышка – откроет в этом году новое «восточное» направление в рамках бакалавриата «История». Как рассказал академический руководитель бакалаврской программы «История» и куратор направления «Историческая ориенталистика» Виталий Мингалев, если раньше китайский изучали только лингвисты, то теперь такая возможность появится у историков в рамках направления «Историческая ориенталистика».
«Сейчас у нас программа изучения истории европоцентристская. Со следующего учебного года у нас начинается поворот на Восток: мы дополняем ее курсами, которые открывают историю Востока и Африки. Мы усиливаем изучение истории и культуры Востока, у студентов будет выбор между европейскими и китайским языками. При этом традиционное направление Old history мы сохраним», - говорит он. По его словам, о развороте на Восток в Вышке начали говорить еще в прошлом году: в ВУЗе, где уже работал Восточный клуб, заметили интерес студентов к этому направлению.
Сейчас Вышка формирует кадровый состав по направлениям «Историческая ориенталистика» и «Всемирная история». Студентам со второго курса будет преподаваться китайский, а корейский предложат, как факультатив. Если он будет пользоваться спросом, то это направление расширят. «Студент сможет выбирать курсы. Те, кто видят себя во всемирной истории западного профиля смогут выбрать историю Латинской Америки, Западной Европы, а те, кто стремится изучать историю Востока, смогут взять соответствующие курсы, например, по истории поэзии Китая», - рассказал Виталий Мингалев.
Это будет эксперимент российского масштаба. По словам Михаила Каменских, все востоковедческие специальности, которые есть сегодня, «привязаны» либо к филологическим факультетам, либо к факультетам международных отношений. На базе исторического факультета в России таких специальностей пока еще не было.
Спрос есть, кадров – нет
Задача, которая стоит сейчас перед пермским и российским востоковедением – открывать специальности, где китайский или любой другой восточный язык будет основным, - считает Михаил Каменских. По его словам, сегодня пермские филологи изучают китайский как второй язык восемь часов в неделю, если он станет основным, то число академический часов вырастет в два раза.
У ребят есть спрос на эти специальности, проблема – сформировать преподавательский состав, куда бы вошли специалисты по фонетике, грамматике, письменной речи и так далее. «Руководство вузов пока скептически настроено в отношении специальности, где китайский будут изучать как основной. Сегодня, возможно, этот скептицизм оправдан: нет специалистов. Но есть немало пермских детей, которые учатся сейчас в китайских вузах, в магистратуре. Хотя бы один из десяти вернется в Пермь, это вопрос времени. Если целенаправленно озадачиться, то лет через пять в Политехе или университете вполне можно открыть такую специальность», - говорит Михаил Каменских.
В ПНИПУ также отмечают рост интереса студентов к корейскому и китайскому языкам, но говорят, то для запуска новых профилей необходима подготовка ресурсной базы. «В том числе, <нужен> подбор преподавательских кадров, чем мы сейчас активно занимаемся. Первый выпуск бакалавров с китайским языком позволит нам включить этот язык в реализацию магистерских программ по направлению «Лингвистика»», - рассказала Елена Аликина.
Куда выпускники со знанием китайского идут работать
У выпускников со знанием китайского несколько возможностей практики языка. Они продолжают обучение в Китае, уезжают за работой в другие города либо остаются в Перми, где работают репетиторами китайского, преподавателями и переводчиками.
Сегодня у Политеха есть заявки на трудоустройство переводчиков на предприятия химической и целлюлозно-бумажной промышленности Пермского края. «Пока с китайским языком выпускались только те, кто изучал его на кафедре «Иностранные языки, лингвистика и перевод» в рамках факультатива. Тем не менее, ряд выпускников смогли поступить в магистратуру в Китае, некоторые преподают русский как иностранный», - говорит Елена Аликина.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ