Недавно в одной пермской школе разразился скандал – по словам ученика, учитель труда не отпустил его в туалет, и ребенку пришлось встать перед ним на колени. Тогда мама «пострадавшего» пожаловалась Уполномоченному по правам ребенка в крае, и учитель был уволен. Однако после внутренней проверки информация не подтвердилась, и «трудовик» вернулся на работу.
Сегодня подобных историй - множество, - жалуются пермские педагоги и даже предлагают создать институт Уполномоченного по правам учителя.
ТЕКСТ решил узнать, на самом ли деле настал тот момент, чтобы как-то защищать учителей от скандальных родителей или проблемы как таковой не существует. Своим мнением поделились родители и сами педагоги:
Валентина Пономарева, учитель с 35-летним стажем
В 1970-80-е годы со стороны родителей было правило «Учитель всегда прав». Если ученик плохо запоминал материал или плохо себя вел, то был виноват только он, но никак не учитель. Бывали случаи, когда ученик мог получить указкой по лбу, но родители не вмешивались в процесс.
«Качать права» родители начали с 2000-х годов. Они могли прийти в школу, возмущаться и даже угрожать. Если ребенок плохо учился, виноват в этом был только учитель. К тому же Устав школы стал меняться в пользу ученика, и распущенных детей стало больше. А если родители не уважают учителя, то и ребенок тоже. Но есть и такие учителя, которые сами виноваты в конфликтах с родителями. Особенно те, кто далек от педагогики. Может, это и влияет на недовольство родителей. Но, так или иначе, защищать учителей от скандальных родителей нужно. Иначе эта проблема будет расти с каждым годом.
Татьяна Оборина, мама трех школьников
На самом деле никто не страдает. Всё в обычном порядке. Спросите учителей, да, они скажут, что все родители «козлы», не дают работать. Спросите родителей, они скажут то же самое. Нормальный рабочий процесс. Нет темы, просто нет.
На самом деле неадекватов хватает и со стороны родителей и со стороны детей. Учителя сейчас детей не бьют, чревато, но устроить «травлю» - да, случается. Аналогично родители. Драчунов не встречала, но скандалистов тоже хватает. На самом деле, видеокамеры в классе и чётко очерченные рамки общения учителей и родителей (в школе опять же под камеры), я считаю достаточно для защиты учителей. Да и токсичных родителей больше в «началке», потому что там замкнуты друг на друге. Потом все становится проще.
Наталья Симакова, мама ученика начальной школы
Да, считаю, что проблема учителей сегодня – это не только ученики, но и их родители. Взять наш класс – половина родителей недовольна классным руководителем. Им не нравится, как учитель разговаривает, как одевается, почему так много задает «домашки» или наоборот, задает мало и т.д. Родкомитет готовит вопросы от недовольных родителей, чтобы озвучить их на собрании. Вот не угодишь им и все. При этом все дети довольны учителем, никто не жалуется и все идут в школу с удовольствием.
Мне кажется, такие скандальные родители просто и в жизни всем слегка недовольны - соседом, женой, работой. Это особенности психики. И возможно ли как-то защитить учителей от таких родителей, даже сомневаюсь. Но меры какие-нибудь не помешают.
Марина Кулакова, педагог-психолог
На мой взгляд, некоторые родители подменили понятия «воспитание в семье» на понятие «обучение в школе». В этом кроется много проблем. Родители, отдавая детей в школу на обучение, ждут и воспитания, полностью снимая с себя ответственность. Да, несомненно, школьная среда влияет на развитие и формирование личности ребенка. Но если в семье принято критиковать, обсуждать, обсмеивать преподавателей, то в этом случае изменить или как-то повлиять на привычки и поведение ребенка практически невозможно. Если рассматривать тандем «Ребенок – учитель», то детский психолог всегда стоит на стороне ребенка.
Ребенок - это зеркало, отражающее поведение взрослых, поэтому мы неизбежно переходим к тандему «Родитель-учитель». И здесь важно защитить учителя от завышенных ожиданий родителей, от клеветы и наговоров. Как защитить? Проводить профилактические беседы с родителями, объясняя и раскрывая права и обязанности обоих сторон. Защищать как личные, так и профессиональные границы учителей, используя как правомерные, так и психологические методы. Необходима корпоративная система защиты учителей, начиная от позиции директора школы и заканчивая видеонаблюдением в классе.
Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).