11 Апреля 2016 | 10:12

Как в Перми зародилось движение унициклистов – катающихся на одном колесе

Автомобилисты начинают притормаживать, сигналят и машут: «Эй! У тебя велосипед сломался – колесо потерял!». Пешеходы оглядываются и удивляются: «А как ты рулишь без руля?!». Это – типичная реакция горожан на человека на уницикле, одноколесном велосипеде. В последние годы в Перми сложилось пусть маленькое – человек 15-20, но все же сообщество любителей кататься на унициклах. И они не сотрудники цирка, как думают и шутят обычно прохожие.


Как все начиналось


По словам очевидцев, еще во времена СССР какой-то пермяк регулярно ездил на одноколесном велосипеде на работу по улице Ленина, рассказывает Александр Паньков, один из зачинателей современного движения унициклистов в Перми. В наше время отправной точкой для развития пермского движения он считает 2010 год. «Тогда местное телевидение сняло о нас первый сюжет. Тогда же я опубликовал несколько статей на пермских форумах и заразил идеей уницикла еще нескольких человек», – рассказывает Александр.

В итоге в 2011 году образовался костяк пермского сообщества унициклистов. С того момента они каждую неделю проводили совместные «покатушки», обучали новичков, пытались повторять трюки из интернета. В 2012 году последователей стало намного больше – на тот год пришелся пик роста участников движения, говорит Александр.


1104-u2.jpg


Как реагировали на унициклистов горожане – отдельная большая история. У каждого, кто катается на одном колесе, есть масса баек на этот счет. Самая популярная фраза, уже набившая оскомину – про потерянное второе колесо. «Примерно половина шуток была про второе колесо, руль и цирк, – рассказывает унициклист Валерий Покровский. – Вторая половина – на тему, сложно ли кататься, где такие берут, можно ли попробовать. Также неоднократно слышал возгласы типа «молодец», «красава» и тому подобные. Ну и отдельные случаи бывали: например, группа девчонок спросила, можно ли со мной сфотографироваться, а мужчина лет 50-ти рассказал, что в молодости они сами собирали нечто подобное». «Вначале побаивались, пожалуй, потому что ездил тогда еще не очень уверенно», – делится впечатлениями Александр Анкудинов.

Некоторые горожане, в основном пожилые, поначалу шарахались от ребят на одном колесе. Но в основном унициклисты вызывают все-таки позитив. «Иногда просят дать попробовать или показать, что умею. Иногда, бывает, фотографируют. Дети всегда рады», – рассказывает Григорий Шарцев.


1104-u1.jpg


По словам ребят, сейчас горожане стали, видимо, привыкать, их реакция изменилась. Правда, лишь чуть-чуть. Может быть, стало меньше шуток про второе колесо, но все-таки унициклисты не могут не обращать на себя внимание. «Сейчас часть людей уже после того, как проезжаю мимо них, через несколько метров понимают, что что-то здесь не так, и оборачиваются», – говорит Александр Анкудинов.


Велосипедные белые вороны


Раньше пермские унициклисты каждую неделю собирались на эспланаде или в сквере оперного театра. Сейчас они чаще ездят поодиночке, собираясь только на массовые события или спонтанно по чьей-нибудь инициативе. «К сожалению, время школы и студенчества закончилось, и былой энтузиазм пропал», – говорит Александр Паньков.

Любопытно, что в этой компании унициклистов почти все – технари: учатся или закончили технические вузы. С чем это связано – загадка.

Средний возраст пермских унициклистов – 23-24 года. В компании при этом нет девушек на собственных одноколесных велосипедах. Обладательницы унициклов в Перми есть, но они пока малы – учатся в 5-7 классах, и не участвуют в общих событиях, рассказывает Александр Паньков.

Научиться кататься на уницикле не сложно, говорят ребята. «Несколько сложнее, чем на велосипеде, но сверхспособностей не требуется, – говорит Григорий Шарцев. – Всегда берем уницикл в компьютерный лагерь для школьников, всегда есть множество людей, которые успевают за это время научиться. Взрослые люди тоже отлично учатся без каких-либо проблем».

Некоторые из ребят ездят на унициклах на работу за 4-5 км. Иногда добираться получается даже быстрее, чем на автобусе, если на улицах пробки. Все отмечают, что высокие бордюры без съездов – пожалуй, основное неудобство, которое часто встречается в городе.

«Уницикл заменил для меня велосипед в качестве городского транспортного средства. Его легко перевозить и в общественном транспорте, и в машине. Иногда езжу на нем до магазинов, почты, спортзала, если конечно на улице чисто», – делится опытом Александр Паньков.


1104-u3.jpg


На вопрос, что же такое уницикл в большей степени ­– средство передвижения или развлечение, все единодушно говорят, что и то, и другое: мол, это – «развлекательное передвижение». «Но перемещаться, не развлекаясь, не выходит, а развлекаться, не перемещаясь – вполне. Так что все же больше развлечение», – считает Валерий Покровский.

Ребята говорят, что уницикл постепенно становится все популярнее в Перми, но таким же масштабным, как велосипедное, это движение не станет никогда: все-таки вещь довольно нетипичная. ««Моноцикл» от слова один, а «уницикл» – от слова уникальный. Предпочитаем быть уникальными белыми воронами!» – говорит Павел Майоров.


1104-u5.jpg

Источник: раздел для унициклистов на форуме Velo.perm

Анастасия Костина (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.
Подпишитесь на «ТЕКСТ» в любимой соцсети


и получайте свежие тексты к себе в ленту!