Как в Перми работает «Беличья мастерская», которая шьет средневековую одежду и обувь
Они шьют средневековую одежду и обувь, делают украшения и собирают доспехи по историческим источникам. Вот уже пять лет пермские мастера делают точные копии средневековых вещей, будь то рубаха Андрея Боголюбского, сапоги Золотой орды или доспехи 15 века.
Кто такие исторические реконструкторы и зачем в Перми шьют средневековую одежду?
«Первые ботинки, которые я сшил, предназначались для моей будущей жены. Но они ей не подошли и достались другой девушке с очень маленьким размером ноги. Кстати, она до сих пор в них ходит», — вспоминает Александр Башегуров. Александр - член исторического клуба «Уральские белки». Вместе с супругой и друзьями он занимается необычным увлечением - реконструирует средневековые вещи.
Все началось пять лет назад, когда Александр был еще студентом. Тогда купить средневековую вещь можно было у очень известных мастеров. Это стоило больших денег, которых у обычного студента не было. Знакомые мастера делали дешевле, но долго и не очень качественно. Тогда и пришла мысль открыть в Перми собственную мастерскую по реконструкции одежды 10-15 веков. Сегодня «Беличья мастерская» известна не только в родном городе, но и в других регионах страны. А Александр Башегуров теперь ее главный мастеровой.
Сейчас в мастерской работают 6 человек. Примечательно, что никто из мастеров не имеет исторического образования. Здесь монгольские халаты и ирландские туфли шьют юрист, экономист, биолог, электрик, переводчик и механик. Им пришлось самим учиться шить средневековую одежду, изучать работы археологов и историков. Иногда мастера прибегают к современным технологиям. «Например, в производстве бусин изменилось только оборудование. Но сама техника осталась неизменной с 4 века до нашей эры. Тоже самое с кузнечными, портновскими и частично ювелирными ремеслами», — поясняет Александр.
Изначально пермяки шили предметы, бытовавшие в Великом Новгороде в 13 - 14 веках. Сейчас «Беличья мастерская» выпускает одежду, доспехи, обувь и украшения, начиная от античного периода и заканчивая эпохой возрождения, от Египта до Монголии.
Все изделия здесь воссоздаются по материалам историков, археологов и научным статьям. Каждая вещь делается исключительно вручную. Для начала нужно найти информацию об изделии. Где оно было найдено, к какому периоду и этносу относится, его внешний вид и т.д. Это довольно сложно. Но все эти детали, по словам Александра, крайне важны. Ведь задача мастеров - сделать максимально точную копию вещи. Отсюда вытекает вторая сложность - найти материалы, из которых можно эту вещь сделать. «Например, если в Пскове в слое 14 века археологи нашли фрагменты сукна, то нам нужно найти если не точно такое же сукно, то максимально приближенное к нему. И тут уже важны все детали, вплоть до особенностей переплетения нитей в ткани, плотности их скрутки и окраса»,- говорит Александр.
Сегодня пермские средневековые вещи заказывают от Калининграда до Магадана. Их носят участники многих исторических фестивалей страны. В музеи такие изделия идут очень редко. «Музеи пока консервативны и редко идут на сотрудничество с дилетантами от науки. Хотя уже появились серьезные подвижки», — добавляет мастер.
Стоит средневековая вещь недешево. Однако все зависит от сложности. Например, на монгольский халат 13-14 века может уйти больше месяца работы и 18 метров шелка и парчи. Как следствие, он будет стоить дорого. А на исподнюю, белую рубаху Руси уйдет около 3 метров льна и 5-7 дней, потому она будет стоить значительно дешевле. Точно так же обстоят дела с другими изделиями. На простые ботинки уходит примерно 4 дня работы, на сапоги 7-10 дней и т.д.
Сегодня «Беличья мастерская» сотрудничает с пермскими археологами и проводит мастер-классы по средневековым ремеслам. Также пермякам удалось наладить связи с несколькими крупными фестивалями и музеями страны, такими как «Куликово поле» и «Новоторжский кремль».
Сейчас пермские мастера планируют сделать реконструкцию убранства и одежды знатного монгольского воина 14 века из погребения, найденного недалеко от Волгограда. «Также надеемся, что удастся создать костюм средневекового русского горожанина для музея. Планов очень много, вплоть до воссоздания полноценных технологических процессов варки стекла. Благо наша история предоставляет нам очень много материала для работы», — добавляет Александр Башегуров.
Татьяна Семилейская (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).
19 апреля 2024 | 15:18
Пермские кинотеатры временно отказались от пиратских фильмов
Из расписания крупный российских киносетей пропали голливудские фильмы, которые демонстрировались в рамках «предсеансового обслуживания». Например, вторая часть «Дюны». В Перми показы в рамках «предсеансового обслуживания» проходили в «Мягком кинотеатре» и «Синема 5».
По данным РБК, отказ от голливудских блокбастеров будет временным - с 18 апреля по 12 мая. Он связан с требованием дистрибьюторов не показывать пиратский контент в эти даты, а поддержать легальные фильмы. При отказе - кинотеатры могут лишиться прав на прокат легальных лент.
Эксперты не исключают, что давление на киносети может распространиться и на другие периоды.
Александр Волков (интернет-газета ТЕКСТ). Фото Freepik.
19 апреля 2024 | 10:05
Историки поддержали перенос могилы «проклятой дочери» в Перми
Проект переноса могилы «проклятой дочери» в Перми успешно прошел историко-культурную экспертизу. Надгробие Таисии Девеллий (1800-1807) переносится ближе к «Церкви Успения Пресвятой Богородицы» и могиле майора Н.А. Теплова на Егошихинском кладбище. Надгробие Таисии Девеллий представляет собой оригинальное произведение русской мемориальной пластики в стилистике классицизма. Предположительно, символы, изображённые на плите, были взяты из справочника.
На надгробии Таисии Девеллий изображена «адамова голова», вписанная в своеобразную раму – змею, кусающую себя за хвост. Надгробие описывалось в художественных произведениях А.П. Гайдара, М.А. Осоргина, А.Д. Крашенинникова, многочисленных газетных публикациях. Неверное истолкование символов вечности и спасения как символов греха, смерти и опасности привело к появлению рассказов и легенд о «Могиле проклятой дочери».
Отец маленькой Таисии Александр Иванович Девеллий на самом деле был просвещенным пермским чиновником на рубеже XVIII–XIX вв., а дед Жан-Луи Девельи – известный французский художник на русской службе, стоявший у истоков Академии художеств.
Еще в середине XX в. плита была перенесена в Пермский краеведческий музей. Сейчас надгробие возвращено на свое историческое место, у южной стены Успенской церкви. При возвращении плиты обратно из музея на Егошихинское кладбище был допущен ряд ошибок. Во-первых, плита была положена не на свое место, далеко от дорожки, ведущей к паперти Успенской церкви. Во-вторых, на новом месте первоначально был возведен целый мемориал: чугунная оградка, внутри которой устроен бетонный подиум, на который и помещена, словно экспонат, могильная плита. Бессмысленность и неуместность такого решения были особенно заметны после дождя, когда в более низкой центральной части барельефа скапливалась вода, превращая надгробие в лужу.
Первоначально же плита укладывалась непосредственно на землю, и дождевые воды стекали в землю через глазницы черепа и провал носа, оставляя внутреннюю поверхность памятника сухой. Отверстия, из которых складывался художественный образ, служили еще и дренажными отверстиями. Можно догадаться, что сквозь них неизбежно пробивалась трава, словно подчеркивая всепобеждающую силу жизни.