Высокопоставленный пермский начальник на экране моего телевизора распекает очередного подрядчика. Сцена разворачивается «на объекте», вокруг чиновника кучно стоят no-name дяденьки с озабоченными лицами, замерзшие журналисты сдвинули микрофоны в кучу.
Все идет по плану: «дал жесткую оценку», «обозначил конкретные сроки», «поручил ежедневно контролировать». Очередной эпизод работы «крепкого хозяйственника».
Но если бы организаторы этих бесконечных сюжетов на секунду заглянули ко мне в голову, их ждал бы крайне неприятный сюрприз. Мои симпатии совсем не на стороне начальника. Он меня бесит. Я вижу сытого, нарядного, типичного «начальника», забежавшего на полчасика на объект: проорется, после чего, наверное, поедет обедать.
Если поискать корни этого ощущения, то выяснится, что эмоционально я ассоциирую себя… с подрядчиком. Мне, как и большинству наемных менеджеров, знакома такая порода руководителей: переделать все к завтрашнему утру! И удаляется обедать.
Я не вижу никакой искренней заинтересованности «начальника» в запуске «объекта». Если он душой болеет за проект – где он раньше был? Что он лично вкладывает в эту работу? Время, реальные усилия? Почему не говорит, например, «я буду к вам ездить каждый день, я готов что-то сделать».
Давать поручения – самая легкая работа в мире.
В общем, с точки зрения завоевания моей лояльности – полный провал.
Я специально избегаю какой-либо конкретики, связанной с «начальником» - героев этого сюжета может быть 3-5-10 человек. Сами подберите фамилии, тактика у них в последнее время ничем не отличается.
Но как же мог произойти такой пропагандистский провал? Почему так мало непротивных людей в наших телевизорах? Ну и раз на то пошло, почему губернатор чуть не проиграл коленкам телеведущей по уровню внимания зрителей прямого телеэфира?
Для поиска ответов на эти вопросы посмотрим на них с неожиданного ракурса. Помните фильм «Хвост машет собакой» - там голливудский продюсер блистательно провел предвыборную кампанию кандидата-неудачника. Повторим этот эксперимент – возьмем методику работы голливудских сценаристов и наложим на нашу реальность.
Превосходная книга о написании сценариев кинодраматурга Роберта Макки нам поможет.
Текст и подтекст
Старая голливудская поговорка гласит: «Если сцена рассказывает о том, о чем рассказывает, у вас серьезные проблемы».
Это очень важно понять: то, что говорит персонаж – лишь часть коммуникации. Она находится в пространстве подтекста – сложившегося «понимания» ситуации и героя. Подтекст формируется разными системами, в том числе визуальными, ассоциациями, предысторией и т.д. Текст – это когда я слышу, что говорит герой, подтекст – когда я понимаю, почему он это говорит. Вспоминая сцену с которой начинается эта колонка – начальник искренне болеет за объект или просто цинично ищет крайних?
Контролируя подтекст, можно творить чудеса, превращая своего героя в неуязвимого для критики персонажа, а противника, наоборот – в бессильного человека, который чтобы ни делал все равно противный жулик. Потому, что в первом случае мы знаем, что весь негатив, например, идет для того чтобы подобраться к бюджетным деньгам и герой – последняя преграда для жуликов. Во-втором, мы-то знаем, что его цель «откэшиться», на остальное - наплевать.
В качестве примера подмены подтекста понаблюдайте, как в последние месяцы оппоненты Басаргина пытаются внедрить мысль «все отдаст варягам, вся цель только в этом».
Если проигрываете битву за контекст – проигрываете все.
Раскрытие героя
История начинается только тогда, когда что-то пошло не так. Когда герой не может получить того, что хочет. «Захотел построить аэропорт – раз и построил». Это не история. Это никуда не годится.
«Истинный характер проявляется в выборе, который человек делает под давлением, - чем сильнее давление, тем ярче проявляется характер, его сущность показывается более правдиво. Каков выбор, таков и он», - объясняет Макки.
Депутаты не приняли проект приватизации аэропорта? «Какая плохая новость», - может подумать председатель правительства. «Ура!», - должен подумать герой и глава его PR-департамента. «Музыкой истории является конфликт», - подначивает Макки.
Возможно, большинству из нас, специалистов по коммуникациям, стоит перестать бояться публичных конфликтов (я боюсь) и научиться извлекать из них энергию и пользу.
Как возникает симпатия к герою
Симпатия и сопереживание герою ничего общего с его «симпатичностью» не имеют. Здесь, если верить Макки, действуют другие механизмы.
«В главном герое зрители раскрывают близкие им человеческие качества. В такой момент узнавания человек неожиданно, не отдавая себе отчета, желает увидеть как герой все-таки добьется своего, чтобы это ни было. Аудитория идентифицирует себя с глубоким характером и теми присущими ему внутренними качествами, которые проявляются в результате выбора, сделанного под натиском сложных жизненных обстоятельств», - объясняет Макки.
Какие качества нам демонстрируют пермские герои? В большинстве случаев, затрудняюсь сказать.
Пустые сцены
Каждая сцена должна приносить изменения. Без изменения – сцена не нужна, - твердит Макки.
В нашем случае это касается массы сюжетов, которыми грешат политики средней руки. Совещания, встречи, поручения. Вам, наверное, знакомо подспудное ощущение бессмысленности этой «информационной жвачки». Что в моем городе стало лучше? Нет изменения – нет сцены. Хватит нас кормить ерундой.
Качественная работа с силами противодействия
Особую энергию истории, вес персонажу придают противодействующие силы. В мощи и силе антигероя кроется источник энергии для героя. Вспомните, классический пример Штирлица, противостоящего очень умным фашистам. Никаких комических злодеев.
Ну а какие антигерои у наших героев? Судя по публикациям газеты «Пермское времечко» - рвань да жулье. Макки был бы очень, очень недоволен.
Знание форматов
Теперь о коленках.
Нужно хорошо понимать законы разных жанров, - вбивают в головы голливудских сценаристов. Нельзя позвать зрителей на детектив и обойтись без убийства. Вы должны показать убийство, да так обставленное, как зрители еще не видели. Уау!
В чем смысл формата «прямой эфир»? В риске, остроте, несрежиссированности выступления. В ходе прямого эфира что-то должно случиться. Острая фраза, совершенно неожиданная ситуация -как выкрутится герой? Нельзя прийти отвечать на вопросы и просто ответить на вопросы. Это не история. Это так скучно, что любые коленки в кадре могут перехватить внимание засыпающих зрителей.
Вот такой Голливуд получается. Как же со всем этим работать? Макки подсказывает – очень просто: нужно собраться и смотреть в экран монитора… пока на лбу не выступят капли крови.
Casual Friday - авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе.