Как родителям относиться к нестандартному увлечению ребенка
У пермской школьницы Кати Манюгиной необычное для девочек хобби – столярное ремесло. Вместе с мальчиками на уроках труда она делает изделия из дерева, работает молотком и шуруповертом, осваивает шлифовальный и сверлильные станки. Все поделки девочка мастерит под руководством Дениса Кашина, ранее владельца столярной мастерской, изготовившей многие арт - объекты для Перми.
13-летняя Катя пришла к нему на занятия не случайно. Она говорит, что любовь к столярному ремеслу передалась ей от дедушки. Каждый раз, когда она приезжала в деревню, дедушка постоянно что-нибудь мастерил, и девочке всегда хотелось ему помочь. Сегодня на уроках вместе с мальчиками Катя продумывает чертежи, шлифует, склеивает, собирает изделия. Постепенно знакомится с электроинструментом, как например, электролобзик.
В будущем Катя Манюгина мечтает построить дом так, как это сделал ее дедушка. «Бревна таскать, конечно, не смогу, но руководить и заниматься отделкой - вполне. Тем более что я подучусь к тому времени и буду знать, как пользоваться другими инструментами», — добавляет школьница.
По словам Кати, ее родители, а особенно дедушка, не против ее увлечения.
ТЕКСТ попытался выяснить, что делать родителям, если сын, например, решил вышивать, а дочь - забивать гвозди? Стоит ли поддерживать нестандартное занятие ребенка или все же препятствовать этому. Что думают об этом педагоги, психологи и сами родители:
Марина Кулакова, практикующий психолог:
В этом вопросе зависит от того, полная ли семья, насколько папа справляется с мужскими занятиями, а мама с женскими? Просто если папа вяжет, к примеру, то и сын может вязать.
Считаю, что запрещать необычное для ребенка хобби точно нельзя - сработает обратный эффект. Нужно действовать только через личный пример, вовлекая ребенка в нужное русло. На самом деле, ничего страшного нет в том, что мальчик играет с куклами, и это не всегда говорит о половой идентичности, особенно если ребенок маленький. В детстве все дети являются андрогинными, а уже потом накладываются социальные установки. Родителям стоит знать, что решение ребенка заниматься не «своим» делом никак не говорит о смене его ориентации. Если бы мальчик носил платья, вот тогда был бы повод забеспокоиться.
Евгений Пепеляев, монтессори-педагог:
Отвечая на вопрос, я сначала решил рассказать о гендерных ролях, о том, что в нас есть женская и мужская часть и т.д. Но понял, что совершенно неважно все это. Важен человек. Мужественность и женственность не определяются занятиями, хобби. Это скорее про ценности, которыми живет человек. Игра в куклы или слезы не делают из мальчика девчонки. Отвертки, гвозди, молоток не делают из девочки парня.
Если ребенок чем-то интересуется и хочет делать, то пусть. Девочка хочет забивать гвозди и пилить? Мальчик хочет играть в куклы, шить? Почему нет. Очень сложно предположить, что пригодится тому или другому человеку в жизни. Любой навык может оказаться полезным в определенной жизненной ситуации. Мне кажется, что сложности начинаются, когда интерес ребенка сталкивается с идеями взрослых. Возможно, по их представлениям, мальчику не следует заниматься уборкой, а девочке разбирать машинки. Но это уже вопрос о стереотипах.
Наталья Власова, многодетная мама:
По опыту знаю, что в определённом возрасте дети пробуют разные игры. Девочки интересуются заколачиванием гвоздей, мальчики играют с плюшевыми игрушками и даже кукол в колясках катают. Считаю, что многое зависит от родителей. Если папа увлекается резьбой по дереву, девочке тоже это будет интересно до определённого возраста. Так что страшного нет ничего, это нормально. Мои мальчишки, например, умеют вязать крючком. В пору увлечения всех девочек во дворе вязанием из цветных резиночек, тоже освоили эту технологию, и, удовлетворив любопытство, бросили это занятие. Но я знаю несколько взрослых мужчин, которые вяжут спицами свитера свои домашним. Странное хобби, но на их мужественности это никак не отразилось.
Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).