Как провести отпуск в Северной Корее и вернуться обратно
Известный пермский путешественник и руководитель агентства самостоятельных путешествий 59travel Эльнар Мансуров рассказал о том, как попасть в Северную Корею, культе личности, прослушке номеров и слежке и почему из всего этого самая закрытая стара в мире выходит самой безопасной для туристов.
Визы для самостоятельного путешествия никому в Северную Корею не выдают. Есть три варианта уехать: либо вы учитесь в МГИМО на кафедре корейского языка и едете туда на практику, либо работаете в какой-то компании, у которой контракт с КНДР, и едете туда по работе. Либо третий вариант: едете как турист в составе организованного тура. Понятно, что мы выбрали третий вариант.
Пхеньян. Фото: Эльнар Мансуров
Есть два варианта, как туда лететь: либо из Владивостока, либо через Пекин. Больше вариантов нет. Мы выбрали Пекин, так как там набиралась самая большая группа. Чем больше людей, чем дешевле.
Виза делается так: вы заполняете электронную анкету, справки отправляете в туристическую компанию, они — эти документы в северокорейское консульство и оно уже либо одобряет, либо нет. После того, как визу одобрили, вы с оригиналом документов приходите за документами, дают телефон консула, товарища Пака, вы с ним созваниваетесь, приходите в консульство, забираете документы.
Раньше при въезде нужно было сдавать мобильные телефоны. С марта этого года телефоны ввозить можно, другое дело, что воспользоваться обычными симками вы не сможете. Единственное место, где у вас будет ловить симка – на границе с Южной Кореей.
Пхеньян. Фото: Эльнар Мансуров
Культ личности. Я думал, что там действительно стоят памятники, статуи, как в России с Лениным было. Все так и есть, один в один. Когда умер вождь, в 1994 году, многие люди прыгали с крыш, производили акции суицида, выходили из дверей на улицу и бились головой об асфальт, стены, дороги и не знали, как жить дальше.
В каждом вагоне метро есть портреты вождей отца и сына. Отца называют Великий вождь товарищ Ким Ир Сен, а сына – товарищ великий руководитель Ким Чен Ир. Таблички эти есть везде. Но с приходом последнего диктатора стало полегче, многое убрали.
В Пхеньяне есть православный храм с корейским батюшкой. Наверное, благодаря связям России и Северной Кореи. Здесь несколько прихожан – дипмиссия, но религия официально запрещена. Знаменитые буддистские храмы в горах все в полуразрушенном состоянии, эти два великих вождя заменили собой всю религиозную жизнь.
У каждого в доме на стене висят два портрета вождей. Их с утра нужно вытирать тряпочкой от пыли. Есть специальные люди, которые ходят по домам, они могут прийти в любой момент и посмотреть, висят ли у вас портреты. Желательно на эту стену ничего не вешать, кроме портретов двух вождей.
У каждого корейца есть значок, без него нельзя выходить из дома, так как он фактически является вашим бейджиком. Если вы значок с собой не взяли, это карается дисциплинарно, если повторно нарушаете – в интернете и книгах пишут, что могут и в лагерь заслать и в тюрьму, это расценивается как неуважение к вождям. Значки приобрести нельзя.
Фото: Эльнар Мансуров
Все, что придумано хорошего, придумал вождь, либо его сын. А все, что плохое – это коварные японские империалисты вместе с коварными американскими сателлитами. На таком воспитании растет молодое поколение. Все как в Советском союзе, только в несколько раз мощнее и пропаганда очень сильная и наказание еще суровей.
За просмотр южнокорейских фильмов — сразу расстрел. Понятно, что до Сеула 200 км и можно поймать передачи, но сделано все хитро. При продаже телевизоров настраивают только те телеканалы, которые ловят в Северной Корее. Есть специальные люди, которые проверяют пломбы на антеннах.
Люди боятся наказания, так как наказывают всю родню: бабушку, дедушку, внуков, маму, папу, братьев, сестер, — все страдают из-за одно человека, кто связан с ним кровно. Возможно, из-за такого тоталитарного контроля над обществом, они еще как-то держатся.
Считается, что на четверых северокорейцев приходится один стукач. В каждом доме есть несколько человек, они следят за тем, что происходит в доме, какие передачи люди смотрят. По неофициальной статистике в тюрьмах и лагерях сидят больше 1% населения. И 5-10% населения служат в армии, причем срок службы от 5 до 10 лет в зависимости от рода войск.
КНДР, возможно, самая безопасная страна для туристов, где мы были.
Они гордятся своей ракетой. Она у них везде. Летим в самолете – показывают концерт: играет ансамбль девушек, потом взлетает ракета, все плачут, все радуются. Даже во дворце пионеров большой макет ракеты.
Мы ожидали увидеть просто большой парад как на Красной площади. Но военного парада не было. Был просто парад, посвященный 65-летию Северной Кореи. Большое количество людей, все с искусственными цветами, потому что настоящие цветы недоступны, стоят дорого.
С военными можно фотографироваться, если они согласны.
Военные в Пхеньяне. Фото: Эльнар Мансуров
Пхеньян – элитный город. Чтобы там жить, нужно получить разрешение, не у каждого северокорейца есть доступ к этому городу. А уж нас водили по местам и по строго определенным улицам, которые более или менее «причесаны».
Обычные жители там недоедают, шоколад получают только по большим праздникам, но что касается туристов, то еда качественная. Ведь для них это не просто способ заработать, но и показать, что мы, корейцы, дружественный народ, все, что про нас пишут, неправда. Для туристов стараются сделать все.
Все номера в гостинице прослушиваются.
Собаку мы ели. В Северной Корее есть плантации, где собак выращивают, это чау-чау. У меня никогда не было собак, и я попробовал. Суп был вкусным, мясо похоже на тушенку, на вкус как если бы вы нюхали собаку.
Пиво отличное, мне кажется, даже одно из лучших, что я пробовал. Стоит на наши деньги от 20 до 40 рублей за бутылку 0,7 литра. Есть один плюс: все химикаты стоят очень дорого, и их еще везти, поэтому пиво делают по-настоящему. У них вкусные лимонады, еда простая и забавная. Нас кормили неплохо. В торговых палатках можешь что-то купить, есть казино в отеле.
Есть в корейской мифологии пять гор, которые каждый кореец должен посетить в своей жизни. Так получилось, что четыре из пяти находятся в Северной Корее. Когда отношения были теплыми и лидеры стран встречались и обсуждали идею будущего объединения, южнокорейцы за свои деньги построили в Северной Корее гостиницу хорошего уровня. Но потом случился неприятный инцидент – туристку из Южной Кореи застрелил пограничник из Северной Кореи и все поездки на север прекратились. Но осталась инфраструктура. Это единственное место в Корее, где есть Интернет. Причем стоит он очень дорого: 1 мин – 15 руб.
Обычный житель Пхеньяна видит электричество и воду только по расписанию. Их включают в определенные часы.
Из сувениров, которые можно привезти из Северной Кореи, мы привезли змею в местной водке и женьшень.
Они всю идеологию взяли у своего старшего брата – Советского союза, но сделали апгрейт. Если у нас символы серп и молот, то они сделали серп, молот и кисть: рабочий, крестьянин и интеллигент.
Я представлял себе Пхеньян малоэтажным городом, но он довольно современный и даже немного космический, как город будущего. Немного похож на Сеул.
Фото: Эльнар Мансуров
Квартиру в доме купить нельзя, можно только получить в подарок от государства за какие-то заслуги. Можно обменивать ее, давая взятки.
Фруктов в Корее почти нет.
Наша гостиница находилась на острове. Это очень удобно, так как вы никуда не сможете сбежать. У нас туристы хотели сбежать, погулять по городу, пообщаться с людьми, они дошли до КПП, и их отправили домой.
Вид из гостиницы. Фото: Эльнар Мансуров
К вам приставляют двух гидов: чтоб один следил за другим. У нас их было три. Двое из них знали русский идеально.
Все продукты жители получают по распределению в магазине в зависимости от возраста и своего социального положения . 700 г риса в день. Помимо риса им дают масло и немного кукурузы.
Сдачи у них не бывает. Поэтому лучше таскать с собой не евро, а доллар, так как эквивалент тот же самый. А еще лучше юани.
На всю Северную Корею длина асфальта 728 км. Все остальное – бетонка или грунтовка.
Едешь по Пхеньяну, шестиполосная дорога и машин почти нет. Хотя сейчас их стало много, мы даже стояли в пробках. Есть светофоры. Еще машины дают спортсменам, актрисам, певицам, ну и понятно, что военным и чиновникам.
Когда был Советский союз, туристов возили по лучшим предприятиям. Так и здесь.
Раньше с фотографированием было все намного жестче. Нельзя "обрезать" вождям головы, нельзя пародировать жесты. Сейчас стало полегче.
Северная Корея — туристическая страна, там есть, где жить, что смотреть. Единственное, нельзя выйти за рамки.
У них появилось такси. Для иностранцев оно стоит $10-20, для местных – $1. Такси для них очень дорого. Люди в Пхеньяне зарабатывают в месяц максимум $10, а в Чхонджине - $1-2 в месяц. Многие пользуются метро, у них оно самое дешевое в мире: одна поездка стоит 60 коп.
Фильмы у них наивные и смешные. Многие говорят, что у них любимые фильмы – советские. Понятно, почему так: остальные пропитаны идеологией.
Записала Алина Комалутдинова.
Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе. Проект выходит при поддержке группы Мой город Пермь.