Опубликовано в телеграм-канале «Интересная Пермь».
Они еще дети, но их имена давно пестрят на страницах газет и на просторах интернета. О них говорят, ими восхищаются и знают далеко за пределами родного города. Стать успешными и знаменитыми им во многом помогли родители. В чем заключается воспитание талантливых детей и что делают родители, чтобы вырастить будущих ученых и виртуозных музыкантов?
Родители известных пермских детей рассказали ТЕКСТУ, каких принципов воспитания они придерживаются и сложно ли это делать:
Дмитрий Югов, отец двукратного золотого медалиста Международной олимпиады по физике, ныне студента МФТИ Василия Югова
«Мы будем делать из тебя физического монстра»
Первый принцип - это уважение личности ребенка. Никаких криков и давления. Всё нужно объяснять и разъяснять, возможно, и на личном примере. Второй принцип - это реальная заинтересованность жизнью ребенка и его достижениями. Нужно показать, что его победы и достижения очень важны вам, что то, что он делает - это не «детские игрушки», а достойное и уважаемое дело.
Ну и третий принцип моего воспитания - научить ребенка работать и объяснить ему простые истины. Например, как важно время и труд именно в этом возрасте, что он теряет, играя в компьютерные игрушки или просто «пиная балду». Нужно показать, как важен для него этот период жизни и что это старт всей его взрослой жизни.
Мне очень помог в уже более-менее зрелые годы (с 7 класса) Васин наставник - Сергей Евгеньевич Полянский. Он уникальный педагог, но со своими взглядами и подходами.
Василий Югов с отцом и Сергеем Полянским.
Считаю, что раскрыть талант и дополнительно мотивировать ребенка помог именно он. Он подготовил у нас четырех членов сборной России по физике и первую девушку, получившую золотую медаль, Ксению Соловьеву. Человек знает, как сделать из ребенка победителя. Мы шли конкретно к нему, не было никаких случайностей. Он провел оценку Васи и сказал: «Ну что ж, теперь мы будем делать из тебя физического монстра».
Алевтина Понькина, мама победителя шоу «МастерШеф. Дети» на канале СТС и владельца собственной кулинарной студии в Перми 12-летней Софии Понькиной
«Дочка зовёт меня Алей»
Принцип воспитания - да он прост как никогда! Постоянные разговоры с детьми, слушать детей и слышать, что они говорят. Даже если нет сил, устал, завал по домашним делам - разговоры - самое лучшее лекарство для вас обоих. И самое лучшее время перед сном с чашкой какао или молока, вместе под одним одеялом в темноте. Ребёнку так легче раскрыться и доверить свои сокровенные мысли или какие-то сомнения, а вам нужна только толерантность и эмпатия.
Эмпатия вообще самый лучший помощник в общении. Я никогда ничего не запрещала простым « нет!». Я в таких случаях старалась переключить вниманием, объяснить «почему нет». И вообще с детьми надо разговаривать не сверху вниз, как зачастую делает большинство родителей, не стоя за плитой спиной к ребёнку и не крича из комнаты. Надо разговаривать, сев перед ребёнком на колени и смотреть ему в глаза и желательно обнять, чтобы он не чувствовал разницу между вами.
И ещё самое главное - не надо ничего заставлять. Хочет менять кружки - пусть меняет, не хочет чем - либо заниматься – пусть. Только опять же перед сном поваляйтесь с ним, пофантазируйте о том, чем можно и чем хочется заняться, и самое главное сразу на следующий день найдите время подыскать подходящую информацию по кружкам.
Я никогда не жалела изрезанных просто так овощей, просто так для игры, я только хвалила. Уборка - давала тряпки и веники, готовка - значит все замешиваем и режем, стирка - то все накладываем вместе. Дочка зовёт меня Алей, говорит, я ее самая близкая подруга. Вот и все мои гаджеты.
Надежда Слащева, мама 13-летней виолончелистки и многократного стипендиата фонда Дениса Мацуева «Новые имена» Марии Слащевой
«Детства у Маши было меньше, чем у остальных детей»
Главное наше правило – это всегда находиться рядом с ребенком, жертвовать своим временем ради него, жить его интересами. Нужно донести до ребенка, что надо всегда учиться, идти вперед, невзирая на трудности. Нам пришлось отказаться от собственных благ в пользу дочери. Конечно, это не гарантия успешного воспитания, а просто чувство родительского долга.
Большое влияние на способности и карьеру Маши оказала я сама – я была ее концертмейстером. Мы играли вместе, и это повлияло на ее становление как музыканта. Маше всегда нравилось играть на концертах, я всегда волновалась больше, чем она. Мы очень много работали, много времени у нас уходило на занятия. Все свободное время было направлено на работу и посвящено инструменту, пришлось отказаться от развлечений. Потому детства у Маши было меньше, чем у остальных детей.
Сейчас мы переехали в Москву, чтобы дочь могла развиваться дальше. Теперь она учится в центральной музыкальной школе. И сейчас стараемся ей давать больше свободного времени, чтобы она взрослела, могла принимать самостоятельные решения. Наша задача - лишь находиться с ней рядом, не оставлять одну, тем более в столице. Впереди у нас еще много концертов и выступлений, и это главный стимул развития для ребенка.