Как пермские дизайнеры нашли «тряпичный ключ» к сердцам горожан
Алина Комалутдинова, специально для Casual Friday.
В конце апреля в Перми пройдет сразу две ярмарки-продажи, где можно купить вещи от молодых дизайнеров из Перми и других городов страны: «Гагарин-маркет» и Red Market. Заметное событие для города, ведь еще год назад мало кто знал, кто такие молодые пермские дизайнеры, и вообще есть ли они. Казалось, что город завален масс-маркетом, а за оригинальными вещами нужно ехать в Екатеринбург или столицу.
На самом деле дизайнеры всегда тут были, шили потихоньку для себя и своих друзей, участвовали региональных конкурсах, а потом бац! И появился на их вещи дикий спрос. Ну, то есть, конечно, не дикий, но интерес к необычным вещам в городе стал расти. Причины тут две. Во-первых, нужно сказать спасибо «культурной революции», которая расшевелила молодых художников и дизайнеров. Она прошла, а это — ее всходы. Во-вторых, появилась мода на индивидуальность и оригинальность. Дело в том, что пермяки — как бы сказать — «зажрались» с точки зрения одежды. Не было в городе вещей от Zara, вот она, пожалуйста, одежды масс-маркета полно, теперь подавай им что-то оригинальное.
«Это новая забава для людей, которые пресыщены брендами, их ничем не удивишь. Поэтому сейчас не только в Перми, но по всей стране, стали популярны молодые дизайнеры, которые предлагают что-то свое. Людям захотелось экзотики, индивидуальности, появилась мода на индивидуализм», — считает совладелица бренда «Нюансы» Наза Гасанзаде. Один из самых простых способов подчеркнуть эту индивидуальность — оригинально одеться.
И тут сыграл закон рынка: раз появился спрос на уникальные вещи, появилось предложение. Одним за другим стали открываться магазины, предлагающие дизайнерские вещи. Пожалуй, первым стал Public Place, вслед за ними — пространство «Аптека Бартминского», шоу-рум «Скворечник» Ирины Яборовой. Если раньше дизайнерские вещи продавались через интернет и по знакомым, то теперь для них появились реальные площадки в городе. В том же Public Place продаются вещи от 26 пермских дизайнеров. Среди них есть бренды, подчеркивающие свою региональность: варежки от кудымкарских рукодельниц Magic mom, сумки Parm, футболки, «сделанные в Уральских горах», от Bro Dobrei.
«Это не только дань истории, культуре и природе родного края, это создает причастность покупателя к этой истории и культуре, создает общность людей, в какой-то степени объединяет», — говорит один из создателей Bro Dobrei Вячеслав Нестеров.
Кроме тех, кто занимается созданием вещей более или менее профессионально, воодушевились ребята, мечтающие о своих коллекциях. Взяли в руки кто паяльник, кто иголку и начали творить.
Первая ярмарка-продажа вещей от молодых дизайнеров и мастеров «Гагарин-маркет» показала, что спрос на их продукцию действительно есть, а портрет покупателей шире круга друзей: от школьников до зрелых людей 45-50 лет разного достатка и профессий. «Люди хотят быть самими собой и ищут под себя и под свои вкусы одежду и аксессуары. Не каждый может выставить свою продукцию на рынок. А «Гагарин-маркет» предлагает возможность реализовать себя. И без больших вложений. Можно создать небольшую партию и посмотреть: если не уйдет на маркете, то можно раздарить или продать среди друзей и никогда больше этим не заниматься. А если «попрет», то продолжить», — говорит директор «Гагарин-маркет» Мария Абашева. По словам создательницы украшений из пластика Stern и соосновательницы Red Market Александры Буркиной, в Перми очень много талантливых людей, беда в том, что талант не очень-то востребован, поэтому им было проще уехать и развиваться в другом городе, где рынок и спрос больше. Но сейчас в Перми появились реальные площадки для продажи их продукции.
Хотите увидеть это своими глазами? Приходите 12-13 апреля на «Гагарин-маркет» по ул. Пушкина, 15, а потом на Red market 26 и 27 апреля. Правда, с его площадкой пока не определились.
Вообще мода на уникальные, оригинальные вещи захватила все крупные города страны. Кроме столиц, концептуальные магазинчики работают в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани, Владивостоке, ежегодно устраиваются ярмарки. И, как любая мода, широкая увлеченность дизайнерскими вещами пройдет, а индивидуализм останется. Поэтому для пермских дизайнеров всегда будет работа.
Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе. Проект выходит при поддержке группы Мой город Пермь.