Странно писать в городскую газету колонку о дорожных пробках. Во-первых, чувствуешь себя уставшим от жизни Игорем Гиндисом, сфера профессиональных интересов которого давно свелась к проблемам открытых канализационных люков или угрожающе крупных сосулек. Во-вторых, как будто вы и без меня не насытились этой темой на неделе – не проклинали всё и вся, безнадёжно опаздывая к назначенному сроку, не писали гневные посты в фэйсбуке, не заставляли беспрерывно икать бедного мэра Сапко.
Собственно, гневные посты и сподобили меня на написание колонки. Любопытно: человек сразу начинает гораздо интереснее писать и оригинальнее высказываться, как только посидит часок в едва ползущем холодном автобусе. Несколько дней подряд я наслаждался темпераментными пассажами друзей в соцсетях. Особенно мне понравилась история журналистки Нины Соловей, которая имела неосторожность сесть вечером в автобус № 68.
Представьте: автобус набит людьми, которые спешат в оперный театр и филармонию, но не могут туда попасть, потому что кругом пробки и снежное месиво, которое никто не убирает. Любой критик «пермского культурного проекта», любящий порассуждать о том, что «сначала надо дороги обустроить и порядок навести», эту историю у автора с руками бы оторвал, и непременно вставил бы в свой очередной пасквиль. Я, к счастью, к таковым не отношусь, и объекты для сарказма у меня в данном случае другие.
Мне-то кажется, что есть только одна категория людей, которая в ситуации плохих погодных условий ведёт себя более иррационально и бездарно, чем городские власти – это автомобилисты. Нет, не все автомобилисты плохие – у некоторых из них, безусловно, есть веские причины, которые заставляют их направлять автомобиль прямо в снежный ад, усугубляя тем самым царящую на дорогах безблагодатность. У кого-то, может, рожала жена, и он не смог позволить себе дожидаться такси, ещё у кого-то внезапно не обнаружилось мелочи на проезд. Всякое бывает. Но большинство всё равно заводит машину без всякой насущной нужды и без всякой скидки на условия.
Ну просто есть такие люди, которые любят страдать и любят, чтобы другие страдали. Одни намеренно провоцируют драматические ситуации в быту, другие стегают себя многохвостыми плётками, а третьи выводят свой автомобиль на улицу при заведомо невыносимых погодных условиях и жутких пробках. Наверное, это доставляет им некое изощрённое удовольствие – во всяком случае, ни одного повода сочувствовать их проблемам я не вижу.
Владение личным автомобилем и бесконтрольная езда по центру крупного города – само по себе, в сущности, дикость, которая в экстремальных условиях снегопада и гололёда становится только более очевидной. В цивилизованных странах это давно поняли и приняли меры, даже в Москве уже перенимают замечательный опыт репрессий в отношении частного транспорта – надеюсь, и до провинции это когда-нибудь докатится. Правда, чтобы это случилось, в Перми должен появиться человек масштаба Хантера Томпсона. Тот, рассказывая в книжке «Лучше, чем секс» о своей попытке баллотироваться в шерифы города Эспен, цитировал пункты предвыборной программы, один из которых выглядел вот так:
«Немедленно покрыть дерном улицы. Разбить асфальт на всех улицах города отбойными молотками и использовать куски асфальта (после расплавления) для создания огромной парковки и автостоянки на окраине города – желательно подальше от глаз, где-нибудь между новыми очистными сооружениями и новым торговым центром Макбрайда. <…> Автомобили, которым будет разрешен въезд, будут перемещаться только по сети «аллей доставки», как показано на детальном плане, разработанном архитектором-планировщиком Фрицем Бенедиктом в 1969 году. Население будет перемещаться пешком и на флотилии велосипедов под контролем полицейских сил города».
Вот это урбанистика, я понимаю. Томпсона тогда шерифом не выбрали – впрочем, вряд ли победе помешал вышеприведённый пункт программы, скорее уж камнем преткновения стали обещания вывести из тени продажу наркотиков и сменить названия города «Эспен» на «Жирный город». Было бы интересно в России попробовать – тут у людей с фантазией и авантюризмом как-то получше, наверное, чем в США. Кстати, мне уже нравится эта идея, даже безотносительно конкретной программы. Просто было бы круто ввести в регионах выборную должность шерифа.
Во-первых, судя по всему, выборы мэров вскорости отменят, как уже отменили другие важнейшие выборы – губернаторские и президентские. А ввести в качестве компенсации выборы шерифа будет, во всяком случае, остроумно.
Во-вторых, представьте себе кабинет… да хотя бы того же Игоря Сапко. Вот в него входит напуганный подрядчик, ответственный за очистку центральных улиц. Сапко стоит к нему спиной и, не двигаясь, глядит в окно – на серое небо, на изнурительную снежную пелену, на улицы, которые, как обычно, в говне. На столе лежит револьвер.
- До истечения дня ты должен убраться из моего города, - наконец произносит Сапко, - иначе слово возьмут мои ребята. В барабане этого револьвера их шесть. И они потолкуют с тобой как надо, приятель, чтоб мне провалиться.
Определённо, этому городу нужен герой. Плохо в Перми без героя.
Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе. Проект выходит при поддержке группы Мой город Пермь.