Окончив знаменитую питерскую «Муху»*, Анатолий вернулся в Пермь, зашел в местный союз художников, а там… Коллеги покрутили у виска, ведь он стал первым художником-монументалистом, который не остался в Питере или Москве, а в Перми, мол, таким делать нечего. Но его это не смутило, а, скорее, наоборот. В городе, где отделка новых зданий сплошными панелями вызывает у него депрессию, он задумал возродить монументальную живопись. Огромные мозаичные панно, какие делали в советские времена, вновь должны вернуться на улицы промышленного города, считает он.
С тех пор Анатолий Чирцов в Перми уже три года. Поначалу работал в гараже, а сейчас достраивает на окраине города большой цех площадью 100 кв.м. Здесь он планирует выпускать готовую продукцию, например, мозаики для так называемых «кухонных фартуков».
Помимо небольших частных заказов для интерьера, Анатолий занялся мозаикой и на крупных объектах – в храмах, детских садах. Например, в церкви Андрея Первозванного на ул. Старцева, в храме на Плеханова, сейчас украшает мозаикой три детских сада, которые должны вскоре открыться.
«В Перми множество панно, например, на Компросе, витражей – в гостинице «Урал», в «Орленке». Но нет специалистов, которые могли бы это реставрировать и предложить что-то новаторское, свежее. Моя голубая мечта – чтобы это все возродилось», – говорит Анатолий. – Почему в нашем городе было так много этого монументального искусства? Потому что город – промышленный, люди идут с утра на завод, вечером с завода. На фасадах зданий делали идеологические рисунки: рисовали радость, перспективу, чтобы люди хотели работать и развивать страну».
«Пока я молодой, пока есть задор и запал, хотел бы начать эту движуху – возрождение мощного искусства», – говорит Анатолий, которому сейчас 31 год.
Для этого он активно ведет переговоры со строителями, архитекторами, а также с пермскими дизайнерами, которые и могли бы использовать мозаику в интерьерах. Поговорив с разными из них, он выяснил, что многие просто не конца понимают возможности мозаики. Именно для этого он задумал провести цикл бесплатных просветительских лекций, мастер-классов, чтобы рассказать, что это такое.
Кстати, первый мастер-класс он проводит сегодня, 9 сентября, в 19-00 в Селенитовой комнате.
«Многие думают, что мозаика – это удел богатых. Я хочу развеять этот миф», – говорит художник. К примеру, «фартук» на кухню из качественной плитки, который обойдется в 15 тыс. рублей, будет стоить около 20 тыс., если сделать мозаику. «Но это будет искусство, а не просто плитка», – отмечает Анатолий. По его словам, создание мозаики может стоить минимум 4 тыс. рублей за «квадрат» (с учетом материала).
Помимо общения с теми, кто занимается стройкой и дизайном, Анатолий Чирцов еще преподает в изостудии «Арт-С». «После окончания «Мухи», чтобы знания не ушли, я решил делиться ими с детишками и готовить ребят к поступлению в Санкт-Петербург».
В следующем году в новом цехе Анатолий Чирцов планирует построить печь и самостоятельно варить петербургскую смальту. Это – традиционный материал для мозаик, смесь стекла и оксидов металлов, которая выглядит как цветное непрозрачное стекло.
В перспективе художник хотел бы заниматься именно монументальными работами. Самому хотелось бы делать эскизы, в то время как в цехе команда набирала бы мозаики (набор – это распилка, колка, выкладывание). На некоторых крупных заказах у него уже работало до 6 человек.
«Мозаика – это высокое искусство. Это – история. Это – вечность, – горит художник. – Я хочу, чтобы люди вдохновлялись ею. Это реально двигает не только людей, но и страну к чему-то большему».
*Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия (бывш. ЛВХПУ имени В. И. Мухиной, в народе – «Муха»)
Анастасия Костина (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.