Борис Майоров специально для Casual Friday.
В Пермском крае установился явный политический штиль. Новый губернатор «обнулил» старые конфликты, как, впрочем, и шансы амбициозных местных политиков на выход в высшую лигу. При этом, даже после выборов Максим Решетников старается действовать очень аккуратно: скандальную ликвидацию «Дома ребенка» отменили; с недовольными работниками завода им Шпагина (он же «Ремпутьмаш») тоже, видимо, проведут работу по снижению напряжения.
И так осторожно ведет себя губернатор, месяц назад набравший на выборах 82% и не имеющий ни одного серьёзного публичного оппонента. Внешние условия не способствуют появлению у Максима Решетникова серьезных противников, и сам он старается не давать поводов.
Можно ли предположить, что политический штиль в Пермском крае продлится долгие годы? Каким образом все прежние губернаторы умудрились нажить себе врагов?
Принимаясь за такие рассуждения, мы, конечно, идем против модных современных теорий, утверждающих, что невозможно предсказать судьбоносные события - Черных лебедей - и всё такое. Но, можно попробовать угадать с какой стороны они прилетят.
Вспоминая Геннадия Игумнова, Олега Чиркунова и Виктора Басаргина* можно с умеренной долей обобщения предположить, что враги всегда приходят с двух направлений.
В первом случае это личности или политические группы внутри региона, которые хотят больше власти. Как правило, они появляются в середине или к концу первого срока губернатора. Они считают, что могут делать эту работу лучше действующего губернатора или, как вариант, любой другой губернатор устроит их больше. Это самые обязательные спарринг-партнеры для действующего главы региона - неведомо какими путями, но они приходят на ринг почти всегда.
Для Геннадия Игумнова этой группой стала команда Трутнева-Чиркунова, для Олега Чиркунова это целый хоровод местных бизнесменов-политиков, пусть у них будет условное лицо Константина Окунева. Для Виктора Басаргина - Дмитрий Скриванов. Как показывает история, реально снести губернатора у противников получается редко, но попить его крови - всегда.
При этом, такие противники - классические «Черные лебеди». Невозможно предсказать, кто из милых людей, сидящих в зале на инаугурации, через три года оплатит митинг «Пошел к черту, губернатор».
Второй случай, это когда губернатор сам создает себе врагов. Кого - дело вкуса. У Олега Чиркунова это была часть творческой интеллигенции, оставшаяся за бортом «Культурной революции». Свои непризнанные таланты они посвятили травле губернатора. У Виктора Басаргина это были то экологи, с которыми он сцепился из-за идеи построить зоопарк в Балатовском лесу, то СМИ и местный бизнес на почве «отжима» денег и госзаказов.
Предсказать вторую группу, возможно, проще. Обычно она появляется там, где работают фавориты губернатора: Марат Гельман, Олег Демченко, Кирилл Маркевич. Получив неограниченные полномочия от главы региона, они, как правило, работают не особо церемонясь с недовольными. Скажи мне, кто твой фаворит и я скажу тебе - какая отрасль тебя возненавидит.
Резюмируя, можно вспомнить анекдот-совет людям, мечтающим в кризис заняться малым бизнесом: «купите большой бизнес и немного подождите». Поэтому, если Максиму Решетникову, вдруг, станет скучно без врагов - нужно немного подождать. Если не получается - завести фаворитов.
* Юрия Трутнева не будем рассматривать, т.к. он не проработал полный срок на посту губернатора и поэтому его история не представляется достаточно явной.
Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе. Если Вы хотите написать для нас колонку – свяжитесь с редакцией.