Этим летом рухнули сразу несколько крупных туристических компаний России. Началось все с одного из старейших туроператоров – «Невы». Апогеем стало банкротство «Лабиринта», из-за которого пострадали десятки тысяч человек, среди них и порядка тысячи пермяков.
В Перми работают более 400 турагентств, которые продают путевки крупных операторов, то есть являются их посредниками, и ответственность за срыв поездки не несут. Но существуют и местные туроператоры – то есть компании, которые самостоятельно организуют поездки и заказывают отели, чартеры и т.д. В «Едином федеральном реестре туроператоров» значится 50 таких компаний в Прикамье. Причем большинство из них организуют поездки только по России, и лишь 5 специализируются на международном выездном туризме: «Валида», «ИнтерСпутник» (группа компаний «Спутник»), «Камушки», «Пегас Пермь», «Финист Трэвел». Ответственность каждой из этих компаний, которая возит пермяков за границу, застрахована на 30 млн рублей.
Елена Елагина, исполнительный директор «Пермской туристической гильдии»:
Ситуация на туристическом рынке давно была нездоровой. C тех пор, как отменили лицензирование для турфирм, вход на этот рынок стал свободным. С одной стороны, это было вроде правильно. Нарастить конкурентную массу, а дальше ввести своего рода «шлагбаум» и часть отсеять, оставив самых дееспособных. Но шлагбаум этот не выставили вовремя. Турфирмы размножились, как грибы после дождя, а вот доверять, к сожалению, не всем из них можно.
К кому лучше идти? Непрофессионалы чаще демпингуют, чем давно работающие участники рынка. Работая на грани себестоимости, некоторые из них влезают в карман будущих продаж, потому что нужно выжить. Отсюда и соблазны в какой-то момент оставить деньги клиента себе, а не перечислить их туроператору. Это встречается редко, но встречается. Мнение, что турфирмы жируют, это уже мифы. Есть, конечно, крупные компании, у которых огромные обороты, но их немного.
Для туроператоров тоже вводили всякие пороги. И, тем не менее, туроператорских компаний тоже очень много в России. «Нева» отличалась политикой демпинга, «Лабиринт» – то же самое. Большие обороты – большие риски. Например, многие компании могли залезть в кредиты, а ситуация на рынке изменилась. Составляли планы в январе, рассчитывая на увеличение продаж, а получили снижение.
Политическая ситуация тоже повлияла на это. Те [европейские] страны, которые ввели санкции, утверждают, что туристов стало значительно меньше.
Мне кажется, что пермские туроператоры выездного туризма выдержат удар. Работающих на выезд операторов у нас в городе по пальцам перечесть, тех, кто делает туры по России, больше. Есть надежда, что компании, занимающиеся внутренним туризмом, даже выиграют. Потому что в такой ситуации некоторые туристы все равно будут осторожничать и вместо заграницы отправятся путешествовать по России.
На обычных пермских турагентствах банкротство крупных туроператоров, конечно, скажется. Например, у нас есть член тургильдии, очень добросовестная пермская турфирма. Но из-за туроператора "Лабиринт" пострадала целая семья, и люди пришли с претензиями туда, где покупали тур, требуют деньги. А что может сделать турфирма, если имеет только 10% с продаж (минус аренда, зарплата, налоги, реклама туров и т.д.)? Где взять эти деньги? К тому же она свои обязательства выполнила: всё забронировала, отправила деньги туроператору.
Правительство сейчас будет принимать срочные меры по оздоровлению туристического рынка. Потому что мы подошли к краю, дальше уже опасная черта, пошел эффект домино. И если ничего не предпринять, то банкротства продолжатся.
Ольга Молчанова, гендиректор компании «Финист-Трэвел»:
Основная причина сложившейся ситуации – это несовершенство нашего законодательства, которое регулирует туристическую отрасль. Всем установили одинаковые размеры финансового обеспечения. Хоть это маленькая компания, хоть огромная с десятками тысяч туристов.
На пермском рынке крупных туроператоров два – «Финист» и «Спутник». С нами такого никак не может произойти. Даже если предположить самый худший вариант, то нашего финансового обеспечения хватит, чтобы покрыть затраты всех наших туристов. И у нас 30 млн рублей, и у огромного «Лабиринта». Но в отличие от него, наши обороты сопоставимы с этой суммой.
На пермских турагентствах эта ситуация скажется одинаково: сейчас все равно будет затишье, спад, пересмотр подходов. Люди становятся более грамотными, что очень хорошо. Выбирая турагентство, они будут учитывать много факторов. Не могу сказать, будут ли в Перми закрываться турагентства. Они и раньше открывались и закрывались вне зависимости от этой ситуации.
Елена Шперкина, генеральный директор турфирмы «Валида»:
Вся эта ситуация не стала неожиданностью. Видимо, у компаний были ошибки стратегические и в финансовом планировании. Спад продаж туров есть – 10-15% по европейским странам. Но в этом случае можно скорректировать программы, а если не сделать этого, то кассовый разрыв превысит допустимый размер.
Высокая конкуренция на рынке в первую очередь и повлияла на такой результат. Кто-то хочет долю рынка и не хочет считать. Лучше было бы закрыть программы, а не продавать дешевле. Бывало такое, что «Лабиринт» продавал на 150-200 евро дешевле.
Думаю, что пермским турфирмам такое не грозит. Почти уверена. Все разумно подходят к своим объемам, финансовые интересы на первом месте. Не стоит задачи занять определенную долю рынка и отправить больше чартеров, чем могут.
Сейчас все кричат, что нужно ужесточить правила игры на туристическом рынке. Но могут рубануть так, что сложности будут и у нас. А ведь все зависит от объемов продаж, и ответственность туроператоров должна устанавливаться в зависимости от них.
Анастасия Костина (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.