Пермь — город контрастов, где «уродливая» архитектура соседствует с «крутым стрит-артом», а прямо в кафедральном соборе разместился «лучший музей» страны. Так пишет о ней московский театральный критик и блогер Inner Emigrant.
Он уже раньше бывал в Перми, но хотел увидеть её «не торжественно-мистериально-парадной, как во время Дягилевского фестиваля». И получил одно из ярчайших приключений.
Мы публикуем
текст блогера с сокращениями.
Депрессия как образ жизни
Так случилось, что сначала я через почти весь центр города проехал на машине. Смотрел в окно и думал, как все это чудовищно. Полное смешение стилей в худших традициях России. Полностью уничтоженная историческая застройка. Повсюду эклектичные сооружения девяностых соседствуют со стеклобетонными уродами нулевых, все утыкано панельными домами из позднего советского периода, по которым вообще невозможно понять в каком городе ты находишься.
Полный хаос, визуальный мусор. Помноженное на сильнейший, порывистый ветер сибирской осени, создавалось удручающее впечатление. Пожалуй, это город, где депрессия — образ жизни, пробежало в голове.
Оказавшись у внушительного советского дома культуры, перед которым красуется гигантская макушка Ленина, в Мотовилихинском районе, решил пойти в центр города пешком. Мимо цирка с кричащими афишами, планетария, который выглядит почти игрушечным и свисает с холма, откуда открывается, возможно, лучший в городе вид на Каму.
Город холмов и автомобилей
Пермь — город благородных и неиспорченных холмов. Принято считать, что это — Москва на семи холмах, но только в Перми понимаешь, что у нас уже давно все с землей сровняли.
Шёл среди всё тех же уродливых построек, мимо которых 10 минут назад проезжал на машине, начали один за одним прямо в самом центре возникать малоэтажные, роскошные деревянные дома. Резные наличники, архитектура, учитывающая ландшафт, трещины на стенах. В каждом домике индивидуальность. И все они, без исключения, запущенные, сгнившие и разрушенные. Им словно стыдно за новое уродливое окружение, и они буквально проваливаются сквозь землю. Почти в каждом из них — помойка до самой крыши. А там, где осталась жизнь, уже красуется вагонка и пластиковые окна. Эдакие франкенштейны. Не скажу, что был удивлен (такое у нас много где увидишь), но стало очень грустно.
В Перми очень сложно гулять пешком. Это город автомобилей. Везде парковка, пробки собираются даже не в час пик. Культуры вождения никакой. Все друг друга подрезают, несутся не пойми куда.
Но это все проблемы почти любого российского города. В Перми вся недружелюбность и упадочность среды скрашена встроенными в неё арт-объектами и стрит-артом. Очень крутым, надо сказать, стрит-артом.
Недоумевающий Христос и другие сокровища Перми
В художественной галерее меня ждало первое сильное потрясение. Кажется, у нас лучше музея просто нет. Она расположена прямо в кафедральном соборе. Фантастическое здание, которое уже облепили лесами реставрации, но внутри ещё испортить ничего не успели. Старинные двери, старинные ручки. В Москве/Петербурге такого уже почти не найдешь — всюду мода, современность и неумение реставрировать убили историю.
Ты движешься из крошечного зала в крошечный зал. У тебя над головой высотой в метра три потолок, ты подходишь к дверному проему, заворачиваешь. И тут потолка больше нет, а в метре перед тобой оказывается огромный, высотой в четырехэтажный дом иконостас. Он словно стержень прорезает всю галерею. Ты прямо упираешься в него. Поскольку я ничего этого не знал, это была сбивающая с ног встреча.
Пермские боги — это совершенный феномен. Это сокровище Перми. Лучшее, что есть не только в городе, но и в нашей стране. Казалось бы, лики святых выполнены в какой-то светской и пестрой манере. На одном из распятий Христос выглядит скорее недоумевающим, чем страдающим, и этим меня полностью покорил.
Но духовности и бога в этих скульптурах в разы больше, чем во всех ослепляющих сусальным золотом храмах и церквях. Все скульптуры выполнены из сосны, липы и березы. Какое золото может с этими материалами сравниться? Они живые, на них сколы и трещины.
Как мрачный город превратить в территорию высокой культуры
Спустился к набережной Камы. Ее вроде как отреставрировали-реновировали. Выглядит безлико стильно. Опустевший участок у завода ближе к Мотовилихинскому району выглядит куда душевнее. Но сюда пришли стрит-артеры и внесли кусочек индивидуальности. Вновь из бездушной урбанистической среды возникло пространство индустриального города. Пешеходы, поток реки, рельсы поездов — все стало искусством. Вообще Пермь — лучший пример, как можно легко и относительно недорого превратить мрачный депрессивный город в территорию высокой культуры.
Выбраться с набережной обратно на холм центра города оказалось непросто. Вокзал находится на реставрации, проходов нет, навигации тоже. Плутал там минут 25, упираясь в заборы. И все заборы расписаны уличным искусством. Никакой музей уже не нужен. Город сам — лабиринт искусства.
Суровые пермяки и скрытая красота
Обычно я по незнакомым местам хожу растерянно. Вокруг тысяча деталей, каждая приковывает мое внимание, за каждой я пытаюсь разглядеть историю. И вид у меня от этого — самый противно туристический. Мне даже в Москве часто прохожие предлагают помочь что-то найти, отчего я впадаю в социопатический ужас. В Перми же за три дня ко мне не подошел никто. Суровые люди с обветренными лицами ходили мимо, словно призраки. И то, что другие примут за недружелюбность, я благодарно воспринимал как уважение чужих границ.
Ровно в этот момент я понял, почему именно в Перми удалось сделать «Закрой мне глаза» (ноябрьская премьера, совместный проект Пермского театра оперы и балета, фестиваля «Территория» и компании «Сибур», организованный в рамках Арт-лаборатории — ред.). Город вообще весь про это. Сюда не получится приехать со своим самоваром. Красоту Перми нельзя увидеть, ей нельзя что-то навязать. Ее нужно именно обнаруживать. И этот импульс она поощряет с лихвой, одаривая незабываемым приключением.