Теодор Курентзис 21 июня объявил о том, что покидает должность художественного руководителя Пермского театра оперы и балета, но продолжит руководить Дягилевским фестивалем, давать концерты и ставить спектакли в Перми.
«ТЕКСТ» поговорил с деятелями культуры и экспертами о том, как дальше может развиваться театр, какую роль дирижёр сыграл в развитии города и как скажется на жизни пермяков его отъезд.
Фото Александры Муравьёвой
Юлия Баталина, редактор отдела культуры ИД «Компаньон»:
— Я очень хорошо помню момент, когда объявили, что с должности художественного руководителя Пермского театра оперы и балета уходит Георгий Исаакян. Это не вызвало у меня больших эмоций, потому что до этого я пережила большее потрясение. Когда мне было 14 лет, из театра ушёл главный балетмейстер Николай Боярчиков. Для меня, ужасной балетоманки, это была огромная драма, и я не знала, как жить дальше.
С тех пор это ощущение в подобных ситуациях не повторяется, потому что я на собственном опыте старшеклассницы поняла, что люди приходят и уходят, а свято место пусто не бывает. Что бы ни происходило, всё равно театр не даст нам заскучать.
Это возможно в разных вариантах. Помню, что Георгию Исаакяну было очень жаль покидать театр: он проработал здесь 20 лет и достиг значительных высот. Переезжая в Москву, он хотел оставаться режиссёром пермского театра, продолжать руководить Дягилевским фестивалем, ставить какие-то спектакли. Но с приходом Теодора Курентзиса стало очевидно, что работа театра будет идти иначе.
Сейчас всё пока развивается по схожему сценарию: Теодору Курентзису сохраняют в Перми симфонический ангажемент, постановки и Дягилевский фестиваль, штаб, которого, правда будет в ДК Солдатова. Дальнейшая судьба театра зависит от решения, которое должно приниматься на уровне губернатора: необходимо либо искать нового художественного руководителя, либо оставить театр так, как есть, во главе с директором. Так тоже бывает: Кудымкарским театром драмы много лет достойно руководит директор Анатолий Четин, здесь нет ни главного режиссёра, ни худрука. Удастся ли сохранить такую конструкцию в театре оперы и балета, покажет время.
Галина Полушкина, бывший директор, а позднее — заместитель директора Пермского театра оперы и балета по вопросам реконструкции и строительства новой сцены:
— Мне очень больно и обидно за Пермь, потому что последовательно уходит всё то, чем мы могли гордиться, наши бренды. Создается ощущение, что это какая-то целенаправленная политика по дискредитации нашего города и края.
Теодор Курентзис — это человек-бренд, и его отъезд — огромная потеря для нашей культуры. Самое главное, что с ним уедут хор и оркестр musicAeterna. И такая утрата невосполнима, по крайней мере, в ближайшей перспективе.
Наш город технической и вузовской интеллигенции достоин того, чтобы иметь всё самое лучшее. Но мы теряем это лучшее. Стыдно за тех, кто не способен удержать такие коллективы в Перми и создать условия для их работы.
Владимир Гурфинкель, режиссёр:
— То что в процессе «Культурной революции» в Перми появился Теодор Курентзис, несмотря на то, что тогда ещё не столь было проявлено и понятно, что это выдающийся творец, конечно, изменило ландшафт города. С тех пор уже реже нужно было объяснять, что Пермь и Пенза — это разные города. И на протяжении следующих лет все знали, что центр, где рождаются выдающиеся художественные произведения, — это Пермь. Тогда сюда приехали оркестр и хор musicAeterna и многие другие сотворцы Теодора Курентзиса.
Но чтобы созидать, художнику нужен инструментарий. Вопрос о строительстве нового здания для театра сначала решался на самом высоком уровне. Великий архитектор (речь идёт об архитектурном бюро Дэвида Чипперфилда — ред.) сделал предложение, которое нужно было принимать. Но дальше началась мышиная возня и чиновничье чванство, которое привело к тому, что инструментарий художнику не был обеспечен.
Мы же так устроены, что пока мы не потеряем — не поймём ценность того, что имели. Ещё какое-то время Теодор Курентзис будет связан с Дягилевским фестивалем, но Пермь уже не его город. В процессе «Культурной революции» было сделано всё, чтобы собирать здесь творцов, но на то, чтобы удержать их, сил не хватило. А сделать это было просто — нужно было обеспечить им инструментарий. И когда город не только не помогал, а ещё и начал приглашать «руконеподаваемых» людей, чтобы решить проблему строительства оперного театра, сразу стало понятно что Теодор уйдёт.
Жизнь состоит из неожиданных встреч и горестных расставаний. Надеюсь, в результате этого урока мы начнём больше ценить тех, кто у нас есть. Этот город очень плохо относится к приезжим. И фраза «А вы то не пермяк» здесь звучит очень часто. Но Пушкин, Ломоносов, Воронихин ведь тоже «понаехали в Санкт-Петербург»… Город только с годами поймет потерю, которая свершилась. И сейчас наверняка начнутся рассказы о том, что у Теодора плохой характер, что он максималист. Но требовал он значительно меньше, чем давал городу. Давайте учиться ценить то, что у нас есть.
Юлия Балабанова, бывшая управляющая частной филармонией «Триумф»:
— Не могу сказать, что меня обрадовала эта новость, но никакой драмы я в ней не вижу. Наша жизнь слишком стремительна, и 7-8 лет — это, на самом деле, огромный этап, особенно, для людей, живущих на таких сверхскоростях, как Теодор. Это чудо вообще, что он настолько здесь задержался и столько инвестировал себя, своих ресурсов, своих идей в Пермь.
Знаете, это как в любви: когда появляется человек, который привносит в твою жизнь совершенно иные краски, смыслы, масштаб — это здорово. Но не стоит делать этого человека залогом нового качества своей жизни. Надо самому уметь сохранять её яркость и масштаб, даже если вам придётся расстаться.
Может быть, смешно сравнивать, но когда я уходила из «Триумфа», у кого-то тоже было ощущение конца. А я знала, что нет — потому что многое сделала, чтобы филармония работала и без меня. По тому, что я вижу, маэстро уходит бережно: он не режет по живому, он сохраняет свою поддержку и участие, он по-прежнему будет законодателем стиля и гарантом высокого уровня культурных событий в Перми. Пусть даже раз в год — во время Дягилевского фестиваля, но это будет прививка до следующего сезона.
Однажды одна девочка на вопрос «Почему люди расстаются?» сказала мне: «Потому что они растут». Жизнь идёт, и нам всем надо расти: маэстро — в сторону глобальных проектов, а нам — в сторону самостоятельной жизни без него. Нам уже достаточно показали, как круто тут может быть!
Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).