«Навсегда» я уехала из Перми чуть меньше десяти лет назад – в северную столицу. Оставила отличную работу, университет, друзей, родителей и убежала от несчастной любви. Петербург раны не залечил и погнал еще дальше, прочь от своих дворцов, сырости, слякоти, прокуренных кухонь, почти что дрожжевого брожения мысли. Так, пройдя через множество стран и городов, я оказалась в Индии, и вот уже которую зиму подряд мой дом – это Гоа, самый маленький индийский штат, где не побывал еще, пожалуй, лишь самый ленивый российский турист.
Гоа
В Гоа меня заманил миф. Первые хиппи добрели сюда дорогами любви и осели, чтобы сделать этот край почти что раем на Земле, где сбываются мечты о свободной любви, мире без границ и денежной независимости. По идее, дух здесь наконец-то отрывается от материи и под вихрь психоделической музыки возносится к звездам, закручиваясь в галактическую спираль вместе со всем мирозданием. Хиппи верили в это. Более того, они это чувствовали.
Однако все это прошлое. Сегодня в Гоа все иначе.
Да, здесь по-прежнему полно всякого рода наркотиков, которые когда-то, казалось, давали свободу, но сегодня из-за них десятки людей сидят в тюрьме и сотни сходят с ума на пляжах. Трансовые вечеринки под официальным запретом, и не найти уж тех рейвов, которые были здесь еще десять лет назад. В Анжуне, колыбели мифа, звучит музыка, но все чаще только до десяти вечера. Таков нынешний закон штата: никакого шума по ночам. Полиция часто приходит на вечеринки и отбирает компьютеры, конфискует колонки, чтобы потом потребовать бакшиш, то есть откуп.
В Гоа все больше проституции, коммерции, изо дня в день растут на побережье огромные типовые отели, и именно это нравится властям.
Гоа сегодня нужны состоятельные туристы, а не голодранцы, готовые жить на десять рупий в день, как когда-то давно. Но я все еще верю в миф о Гоа и люблю его. Я не хиппи, даже не дауншифтер, и давно переболела наркотической зависимостью, но мне кажется, что мир без границ и денежной зависимости, в любви и творчестве, был бы куда лучше.
Однако не все из тех хиппи, которые создавали миф, смогли забыть идеалы своей молодости. Кто-то остался, а кто-то родился чуть позже.
Сегодня люди "того самого Гоа" - это ищущие души, которые слетаются сюда со всего света в поисках идеального места. Я не о тех, кто едет поторчать на пару недель, а о тех, кто едет творить. Таких много в Арамболе. Неотрубадуры, циркачи, барабанщики, йоги, фокусники, факиры - всем им есть, что показать и чему поучиться. Благодаря талантам и способностям на севере штата еще жива резервация тех идеалистов, которые верят в священное здесь и сейчас, свободу, любовь.
Каждый вечер на закате собираются все они. Кто-то с барабаном, кто-то с саксофоном, кто-то минималистично с пластиковой бутылкой, наполненной крупой. Каждый приходит внести свою музыкальную ноту в общую импровизацию. Бегают радостные дети, танцуют смуглые нимфы, факиры зажигают пои (два фитиля на цепях), собаки лижут руки, мумбайские туристы щелкают вспышками своих модных смартфонов. Так проходит вечер, и это называется "сансет": ежедневный концерт всех тех, кто и сегодня готов поддерживать гоанское мифотворчество.
В этом празднике я живу каждый день с осени до весны. Потом возвращаюсь в Пермь. В городских скверах начинают цвести яблони, распускается сирень, прохожие снимают серые мимические маски межсезонья вместе с верхней одеждой. Я больше никуда не бегу. Я знаю, что мой дом и здесь тоже. Так возвращаются к горячо любимым родителям, чтобы с благодарностью отдохнуть в уюте из детства и вновь отправится в бесконечное путешествие по просторам огромной планеты. С домом в районе сердца.
Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе. Проект выходит при поддержке группы Мой город Пермь.