Что станет с автомобильным рынком Перми во время кризиса?
Представьте, что из-за кризиса ваш ежедневный дородный бутерброд с маслом вдруг резко изменился. И вот вы сидите и пытаетесь намазать крооохотный кусочек масла на целый толстый батон.
Примерно такая жизнь ждет пермских автодилеров в этом году. Самые грустные аналитики прогнозируют падение продаж новых автомобилей до 40% , более жизнерадостные говорят, что рынок упадет «лишь» на 24% . То есть блестящие новенькие автомобили будут стоять за начищенными окнами автосалонов, а внутри – тишина и спокойствие. Вернее, посетителей может стать даже больше (помечтать-то все равно всем хочется), но вот реальных покупателей – намного меньше. То есть в продажах – тишина и спокойствие.
И это уже началось. После сумасшедшего декабря, когда в страхе пермяки сметали все, что было в автосалонах, наступил студеный январь. Продажи у дилеров почти застыли, жалуются они (конечно, речь идет в первую очередь о массовом сегменте: кто хочет купить Porsche – идет и покупает Porsche). Понятно, что январь в разном бизнесе зачастую провальный месяц, но этот январь – особенный. Сейчас все тихо, как было в джунглях перед битвой стаи Маугли с рыжими собаками.
Как будет развиваться ситуация? Будет ли хоть что-то выгодное для покупателей? Вот несколько ключевых трендов, которые будут определять происходящее.
Помимо этого выросли и ставки по автокредитам. Банки сейчас в принципе неохотно дают деньги в долг, тем более ни один из них не будет давать их «по дешевке». «Это не кризис 2008 года. Тогда процентные ставки были большими, но машины стоили адекватно. А сейчас все неадекватно», - говорит один из моих собеседников на этом рынке.
При этом сами автодилеры делать скидку за счет своей маржи не готовы. В хорошие времена рентабельность бизнеса автодилеров была около 7%, а сейчас колеблется в среднем около 3%, рассказывали мне по секрету еще в конце прошлого года. «Ниже уже просто некуда», – признавались в одном из пермских автохолдингов.
Что увидим в результате? Денег у людей нет, машины и кредиты – дорогие, в итоге покупать станут меньше. Если в целом по России аналитики прогнозируют, что рынок рухнет на 40%, то в Перми, по некоторым оценкам, продажи упадут на 25-30%.
Очевидно, что такого рынка на всех не хватит. В итоге некоторые автодилеры просто не выживут. Автоцентры уже начали закрываться, и, скорее всего, продолжат.
На пермском авторынке сейчас рассуждают так: в самой сложной ситуации окажутся те официальные дилеры, у которых бренды пересекаются. Допустим, холдинги «УралАвтоИмпорт» и «Экс Авто» конкурируют по маркам Ford, Mitsubishi, Nissan, Skoda, Datsun. Или, например, холдинги «ДАВ-авто» и «Экс Авто» пересекаются в первую очередь по «Ладе», а так же по Kia и Ssang Yong. И т.д.
Вот им-то как раз и придется грызться за стремительно уменьшающийся кусочек пирога. Это будет славная охота друг на друга! «Делаю ставку на те предприятия, кто занимает монопольную позицию по марке. Из крупных холдингов должен остаться один», - утверждает один из экспертов (кстати, представитель одного из крупных холдингов).
По этой логике, в самом выгодном положении сейчас находятся дилеры-монополисты, то есть единственные «официалы» в Перми по какой-либо марке. Например, «Сатурн-Р» с брендом Renault, или группа «Экскурс» с Volkswagen, или «Верра Моторс»* с Toyota.
Некоторые автодилеры могут оставить только официальный сервис, отказавшись продавать машины определенной марки. Такой вариант возможен для тех автодилеров, кто в будущей «схватке» хоть и покалечится, но выживет. Такое, как рассказывают профессионалы, бывало и в прошлый кризис. Причем автопроизводители вынуждены соглашаться на такую схему – «лучше так, чем никак».
К слову, о таком решении уже сообщили в «Экс Авто» насчет Peugeot – продавать эту не самую сильную марку в компании не хотят, но сервис собираются оставить.
То есть полноценных официальных дилеров станет меньше, как ни крути.
Значительно подорожали запчасти и цены на них будут еще расти. К этому моменту цены на оригинальные запчасти к иномаркам выросли на 20-30% от того, что было в ноябре.
«Больше всего подорожали масла – цены на них выросли до 50%, – рассказал один из пермских продавцов автозапчастей Вячеслав Ничков. – Цены на запчасти напрямую зависят от курса валют. Но пока они поднялись меньше, чем валюта, так что в феврале будет еще повышение, чтобы догнать этот уровень. Сейчас все распродают склады, закупленные до нового года, и сильно не наглеют – продают в основном по старому курсу. А в конце января, когда все начнут по новому курсу закупаться, будет новая волна повышения – запчасти подорожают еще процентов на 10».
К чему это приведет? К тому, что многие автовладельцы переориентируются на неоригинальные запчасти, а некоторые – даже на б/у. Так было и в 2008 году. «У людей в кошельке просто нет столько денег, а чинить и ехать надо», – говорит Вячеслав Ничков. По словам эксперта, в зависимости от бренда и от производителя неоригинальные запчасти могут быть намного дешевле: на 30-50%, а у бюджетных брендов – даже в 2-3 раза.
Дилеры переориентируются на сервис. Это, пожалуй, единственный полезный для людей результат кризиса в этой отрасли. Многие купить новый автомобиль не смогут, а содержать и чинить старый все равно придется. Продажи у дилеров рухнут и они вынуждены будут хвататься за сервис, как за спасительную соломинку.
В итоге это должно вылиться и в более интересные цены на сервис у официальных дилеров, и в более качественную работу. В общем, это будет единственное поле, на котором клиент сможет капризничать и требовать большего.
*Бывшее название компании, но прочно прижившееся: дилера «Тойоты» пермяки чаще всего называют именно так.
Анастасия Костина (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.