Стать «настоящим детективом» можно не только на службе, но и в архиве. Работа со старинными документами, поиск свидетелей истории семьи для составления родословной может занять годы, как и дело следователя.
Мы расскажем о том, с чего начать поиски своих корней, и о людях, которые занимаются этим профессионально. На этой неделе мы представляем спецпроект, посвященный этим темам.
Как искать корни своей семьи в Пермском крае
Эта работа похожа на работу детектива. Ищешь тех, кто помнит о семье хоть что-то. Опрашиваешь. Склоняешься над старым документом, пытаясь разобрать чиновничий почерк. Ради одной записи на потрепанном листе бумаги просматриваешь в архиве сотни листов метрических книг. Те, кто решил найти информацию об истории своей семьи, чувствуют себя настоящими сыщиками. Их все больше: если в начале в 2010 года в Государственном архиве Пермского края поисками информации о предках занимались менее 10% посетителей, то теперь их 50%.
Мотивы у всех разные. Одними движет интерес и ностальгия, другим важно найти ниточки к пропавшим в ссылках, лагерях, репрессированным прадедам. Третьи мечтают найти у себя «голубую» дворянскую кровь ну, или, по крайней мере, купеческую.
ТЕКСТ выяснил, с чего начать поиски корней, как выяснить, владела ли семья «заводами и пароходами» в Пермской губернии и почему мусульманам искать в архивах сложнее.
Шаг 1. Опрос родственников
Начинать поиски стоит с опроса родственников и расспрашивать их как можно подробней: как звали, где родился, чем занимался, что любил, какой был характер, где работал, где и как умер. Это все пригодится не только для поисков, но и для легенды генеалогического древа, куда вносят уточняющую информацию по каждому члену семьи.
Но не все дедушки и бабушки знают истории своих родителей. Многие репрессированные семьи не делились с детьми прошлым, чтобы их обезопасить.
«Дед Виталий нам озвучил много лет назад как скороговорку: «Леонид Савельевич, Савелий Васильевич, Василий Емельянович, Емельян-не помню-чеевич». Это его отец, дед, прадед и прапра. А Емельян – тот самый, от которого пошла фамилия – носил другую, Червяков, но его дети уже подписывались двойной, через тире. По одной из версий, открестились от родственников-староверов. Больше о своей семье дед внукам ничего не рассказывал. Дети знали, что семья была раскулачена и сослана в Свердловскую область», — рассказывает журналист Надежда Емельянова.
Шаг 2. Поиск в Интернете
Родственников, живших в Пермской губернии, удобно искать через ресурс «Поколения Пермского края». Государственный архив Пермского края развивает его уже шесть лет и за это время успел оцифровать и выложить в свободный доступ в Интернет около 15% источников — метрических книг и ревизских сказок. Поиск по сайту «Поколений» бесплатный. Важно знать имя, фамилию предка, год и населенный пункт, где он родился. Если данные обрывочны, то на сайте можно искать по фамилии или по населенному пункту. С помощью метрических книг и ревизских сказок можно «отрыть» информацию по родственникам с конца XVIII века и до 1917 года.
Метрическая книга на сайте "Поколения Пермского края".
Также на сайте «Поколения Пермского края» выкладывают исповедальные росписи. До революции они велись при каждом церковном приходе и там фиксировались все прихожане, а также то, сколько раз каждый прихожанин был на исповеди во время постов, а если не был, то почему.
Реже можно найти информацию в переписных книгах, которые велись для учета населения в XVII-XVIII веках, а также в отказных книгах. В них отмечали передачу в пользование земли дворянам, служилым людям и ясачным крестьянам в XVII- начале XVIII века.
Шаг 3. Поход в архив
Если через сайт «Поколения Пермского края» корни найти не удалось, то тогда дорога в архив. По запросу сотрудники выдадут метрики, книги объемом по 500-700 страниц, и с ними придется работать вручную.
Церкви и мечети до Революции 1917 года выполняли функцию ЗАГСов: в метрических книгах велись записи о рождении, заключении брака и смерти. Но здесь есть свои сложности. Во-первых, бывает физически тяжело читать сделанные от руки записи на пожелтевших страницах. Во-вторых, не все метрики можно прочитать.
«Если с церковными метриками конца XIX - начала XX века может работать любой человек, то с метриками конца XVIII века могут быть трудности, тут нужны знания палеографии, ведь некоторые буквы тогда писались по-другому», — говорит замдиректора ГАПК по развитию Андрей Кудрин. Еще сложнее работать с метриками при мечетях — они написаны на старотатарском языке арабской вязью. В Перми считанные единицы людей, которые смогут их прочитать.
Шаг 4. Выясняем подробности
Если до революции кто-то из семьи владел недвижимостью в Пермской губернии, то информацию об этом также можно найти в архиве. «Что касается рабочих заводов, по многим заводам, например, Мотовилихинскому, существуют списки работников. Можно узнать, в каком цеху, и на какой должности работал человек, какая у него была зарплата и так далее», — говорит начальник научно-исследовательского отдела ГАПК Александр Глушков.
Что касается военной службы, то здесь больше шансов что-то откопать. Если кто-то из родственников участвовал в Первой мировой войне, то, например, можно узнать о наградах, которые были получены в ходе службы. По погибшим и раненым в Интернете выложены базы данных, так что, возможно, и не придется идти в архив. Работает сайт «Погибшие», где выложены имена погибших, раненных и награжденных солдат за 200 летнию историю военных конфликтов России, от войны 1812 года до Сирийского конфликта 2015-2017 года.
Информацию по участникам Первой мировой войны, репрессированным родственникам можно также поискать в «Пермском архиве новейшей истории» и в списках репрессированных, которые составляет «Мемориал». Информацию о погибших, пропавших без вести, раненых и награждённых в годы Великой отечественной войны можно найти на сайтах «Память народа» и «Мемориал». Есть такие ресурсы и в регионах.
Я нашла данные по своему погибшему на войне прадеду в Книге памяти Виртуального музея Великой отечественной войны республики Татарстан . В карточке прадеда были указаны очень ценные сведения: место и дата его рождения, смерти, полк, звание и главное — где именно он погиб. Гвардии красноармеец Бальяров Петр Григорьевич заживо сгорел в танке в бою под Ржевом.
Шаг 4. Считаем время и деньги
Всем ищущим семейные корни стоит запастись временем, терпением и деньгами. «Азарт быстро сменяется отчаянием. И все, что мы смогли сделать сами – заказать справку о том, что семья была раскулачена. Подтверждение пришло через полгода. Искать метрики пришлось в Саратове, поскольку на месте, в Пензе, только метрики из православных церквей, а наша – единоверческая. Вся важная информация была найдена частными специалистами. И это немаленькая статья расходов», — вспоминает Надежда Емельянова. Ее предки приехали в Пермскую область из других регионов, и семье пришлось нанимать местных генеалогов для работы в архивах. Стоимость работы зависит от «глубины раскопок». Общая сумма расходов на составление древа может достигать 50 тыс. руб.
Если же родственники жили в Пермской губернии, есть шанс найти их быстрее. «Многие искатели думают, что они придут в архив и как в Google им выпадут статьи об их предках. Конечно, это не так. Буквально по крупицам приходится воссоздавать информацию», — говорит Александр Глушков. Поиск одного члена семьи по не оцифрованным метрикам в архиве может затянуться на несколько дней. Поиск, копирование, заказ исторических справок являются платными. Стоимость услуг ГАПК разная, с полным прейскурантом можно ознакомиться на сайте архива.
Архив также предоставляет услугу по поиску информации о предках и составлении генеалогического древа. «Делается это все через платный запрос, стоимость определяется по затраченному сотрудниками на поиск и обработку информации времени, но, как правило, не превышает 20 тысяч рублей. В среднем — 12-15 тысяч», — говорит Александр Глушков.
Шаг 5. Составляем древо
Для составления генеалогического древа сегодня есть разные ресурсы. Например, программа «Древо жизни». В «семейных раскопах» можно собрать на нем несколько сотен родственников.
Восстановить генеалогию до Средневековья с родовым гербом получается далеко не у всех. В большинстве случаев корни идут из крестьян, а про них чаще всего можно узнать немного: даты крещения, венчания и смерти. Для многих искателей эта информация и есть конечная точка поисков.
Надежда Емельянова делится своим опытом поисков своих предков:
«В архиве Пензенской области нашлись документы, подтвердившие, что раскулачен был не только Леонид, но и его отец Савелий, который, имея пасеку, мельницу-крупорушку и «портновскую мастерскую с применением наемного труда», к тому же, служил священником в местной единоверческой церкви.
«Ярый контрреволюционер» был осужден и кратирован (ему был увеличен сельхозналог, оплатив который, он фактически лишался имущества), а также лишен избирательных прав. И вот эти слова «ярый контрреволюционер» наполняют меня такой силой, каждый раз, когда я вспоминаю прапрадеда, что становится ясно – искали мы именно ее, эту силу, эту нашу правду. Ради этого точно стоит начинать «раскопки»».