Татьяна Семилейская, специально для Casual Friday
Сегодня снять кино, на первый взгляд, довольно просто. Достаточно выбрать сценарий, набрать группу актеров, взять в руки доступную камеру, готовый продукт можно выложить на Youtube. Потому неудивительно, что новости о пермских кинопроектах появляются едва ли не каждый месяц: снимаются игровые, документальные, короткометражные фильмы и сериалы. Однако вспомнить, какой качественный продукт был снят в городе за последнее время, не так-то просто.
Сериал «Реальные пацаны» учитывать в этом обзоре не совсем уместно. Это лишь отчасти пермский продукт, хорошо укрепленный столичными профессионалами и финансовыми возможностями ТНТ.
Та же история с очень успешной экранизацией романа «Географ глобус пропил». Этот фильм нашел своего зрителя и более того, по своему рейтингу превзошел другие известные картины. Как ни странно, но в фильме нет дорогих декораций, спецэффектов, костюмов. И да, это проект, созданный столичными профессионалами.
Что мешает снять в Перми собственный качественный продукт? Ответ кажется очевидным - нужен грамотно написанный сценарий и талантливый режиссер. И, конечно же, огромное значение имеют харизматичные актеры. К сожалению, в Перми с этим небольшой дефицит. К тому же здесь не хватает двух важных элементов. А именно - средств для съемки фильма и канала сбыта готовой картины.
На отсутствие средств жалуются почти все местные кинематографические стартапы. Но даже эта ситуация не должна быть фатальной. Бюджет хорошей картины не обязательно большой, взять того же «Географа». А показать аудитории свой фильм сегодня можно в интернете. Это во-первых.
Во-вторых. Сегодня основная масса видеографов в Перми занята съемками свадеб. Часть «киношников» специализируется исключительно на видеоклипах. Их проще и быстрее снять, и можно заработать. Тогда кто снимает профессиональное кино? «Сейчас в городе работает буквально пара ребят, которые продолжают упорно снимать свое кино. Конечно, пермские работы постепенно становятся лучше, но все еще выглядят убого. У нас нет киношколы, понимаю, но есть же интернет. Ну погуглите, как надо снимать. Все местные работы либо затянуты, либо технически убоги, либо актеры не играют», — считает режиссер Арсен Меликян.
В-третьих. Сегодня некоторые пермские «киношники» смотрят на свои фильмы как на бизнес – проекты и много говорят о деньгах. Но для того, чтобы получить качественный продукт, не менее важна яркая идея и интересный сценарий. «Иначе можно собрать деньги, но снять такой продукт, что будут критиковать до конца режиссерских дней. И здесь не важны ни деньги, ни люди с дипломами. Важны те, кто на практике покажет, что он готов из кожи вон вылезти, но снять свое кино. Это должно быть в сердце, в уме, в душе. И тут никакой диплом не показатель», — говорит Арсен Меликян.
Но молодые пермские режиссеры продолжают снимать кино. На энтузиазме, без больших бюджетов, учась на своих ошибках. Это оставляет нам надежду, что рано или поздно что-нибудь да получится.
Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе. Если Вы хотите написать для нас колонку – свяжитесь с редакцией.