Теодор Курентзис и оркестр Пермского театра оперы и балета musicAeterna с успехом завершили гастроли по европейским столицам. В конце февраля коллектив и приглашенные вокалисты под управлением Курентзиса исполнили оперу «Дидона и Эней» Пёрселла в концертном варианте и псалом Dixit Dominus Генделя на четырех престижнейших площадках Европы: Берлинская филармония, концерт-холл Megaron в Афинах, парижский Cite de la musique и Calouste Gulbenkian Foundation в Лиссабоне.
Гастроли пермского коллектива без преувеличения следует назвать триумфальными. И публика, и критики, не слишком щедрые обычно на прилагательные в превосходной степени, единодушны в своих оценках: «то, что родилось в России, можно определить не иначе как сенсация», — пишет обозреватель Berliner Zeitung Петер Улинг.
«Уже перед антрактом, после Dixit Dominus Генделя, раздаются выкрики «браво». <…> Мы восхищаемся одновременно воображением и точностью, с которыми Курентзис передает практически каждую музыкальную фразу, тем, как в едином барочном звучании можно услышать множество нюансов. Гениальная контрастность опирается на взвешенный анализ.
Еще яснее это отражено в опере «Дидона и Эней» Пёрселла, уже записанной Курентзисом и его коллективом. Увертюра, в которой находят друг друга музыкальные партии струнных, иллюстрирует переживания самой глубины души, каких никто никогда не видел и не слышал. <…> Заключительную партию хора Курентзис подхватывает на краю тишины, c замедлением действия, как предвестник трагического финала, исполненного виртуозным хором и оркестром».
BERLINER ZEITUNG (Berlin), Peter Uehling
Поддерживает самую многотиражную газету Берлина и обозреватель Kulturradio Андреас Гебель, отмечая особый стиль дирижирования Теодора Курентзиса: «Даже внешне в его отношении с хором и оркестром чувствуется, как чутко он сопровождает и управляет ими, как важна для него каждая деталь. Иногда кажется, что ему, такому высокому, не хватает длины рук, чтобы через оркестр дотянуться до хора, чтобы передать руками важную часть или подчеркнуть особенный тон. Хотя это совсем не обязательно, ведь все отрепетировано с захватывающей дух тщательностью».
«Теодор Курентзис подходит к музыке серьезно и беспощадно. Когда звучит Dixit Dominus Георга Фридриха Генделя, подобно стрелам, проносятся по залу звуки хора и инструментов, так что хочется спрятаться. Они могут вдруг заиграть соблазнительно, сладко, маняще. Все это захватывает сильнее любого триллера; в конце публика еле переводит дух.
Особенно мастерски Курентзису удается показать перепады настроения. В неистовых танцах он просто взрывает сцену. Глубоко трагичные сцены в свою очередь происходят практически в полной тишине, в некой плотности, заполняющей все пространство и заползающей в каждый уголок, с бесконечными паузами, которые можно ощутить физически. Все это передается публике — подобная бездыханная тишина возникает в филармонии крайне редко».
KULTURRADIO (Berlin), Andreas Göbel
С немецкими коллегами согласен и обозреватель французского журнала La Scènе Жан-Батист де ля Тай:
«Дидона и Эней» в версии Курентзиса удивляет не меньше: его прочтение шедевра Пёрселла граничит с экспрессионизмом и держит зрителя в напряжении от первой до последней ноты».
LA SCÈNE (Paris), Jean-Baptiste de la Taille
Оркестр musicAeterna также не оставил публику равнодушной: La Scènе отмечает «поразительную вовлеченность музыкантов в замысел дирижера», берлинское Kulturradio называет коллектив «ошеломительным»:
«Но особенно ошеломителен оркестр: едва ли можно услышать отдельные звуки, сопровождающие певцов, все они сливаются в единую атмосферу, бестелесный яркий фон. Так, настроение каждой сцены захватывает настолько, что можно было бы и не использовать световые эффекты. В ходе заключительной печальной сцены, хотелось бы тихонько выскользнуть из зала, чтобы унести с собой это таинство. Очень давно филармонические вечера так не трогали».
KULTURRADIO, Andreas Göbel
Сходятся критики и в оценке хора, музыканты которого «настолько талантливы, что могли бы начать сольную карьеру»:
«Хор состоит из славянских музыкантов и изумляет выразительностью и акробатической гибкостью, с которой он выполняет все замыслы дирижера. После того как отзвучало финальное «With drooping wings», спетое чуть слышно, парижская публика не сразу взорвалась аплодисментами, а несколько мгновений пребывала в безмолвии, что случается весьма нечасто. <…> Теперь, если Теодор Курентзис вновь пожелает выступить в Париже, его будут ждать с распростертыми объятиями».
FORUMOPERA (Paris), Laurent Bury
«Хор настолько гибок и легок, не идет в никакое сравнение с некоторыми местными, неподвижно застывшими группами хористов. Здесь все в движении; кажется, что ритм исходит от каждого певца. Все они идут в ногу с авантюрными инструментальными партиями — практически соревнование виртуозов».
KULTURRADIO (Berlin), Andreas Göbel
Греческая пресса также в восторге от блестящих результатов, которых достиг Теодор Курентзис и созданный им в России коллектив:
«Это было мастерски. Это отличный исполнительский ансамбль солистов, оркестра и хора. С переходами от шепота к взрыву. С очень уверенной дирижерской рукой и очень глубоким чувством и — повторюсь — абсолютно авторской интерпретацией».
ΤΟ ΤΈΤΑΡΤΟ ΚΟΥΔΟΎΝΙ (Athens), Giorgos Sarigiannis
«Когда бог создавал нас, наделив только двумя ушами, он не подумал о Теодоре Курентзисе, потому что вчера вечером я пожелала, чтобы бог не был таким жадным. Когда дирижирует Курентзис, ты воспринимаешь музыку всем своим существом, самой кровью. Ты становишься частью музыки».
PROTAGON (Athens), Λίνα Στεφάνου
Прошедшее в конце февраля европейское турне Теодора Курентзиса с оркестром и хором musicAeterna по эффекту воздействия сравнимо с дебютом труппы Дягилева на Западе. Европейская публика услышала свое музыкальное наследие в авангардной для нашего времени интерпретации русских музыкантов.
Александр Волков (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.