Басаргин 2.0. Каким мы увидим губернатора после pr-перезагрузки?
Редакция ТЕКСТа для Casual Friday
Губернатор Виктор Басаргин на минувшей неделе совершил «перезагрузку» своего главного pr-подразделения – департамента информационной политики. Департамент покинули почти все специалисты, которые занимались «контентным наполнением», т.е. формированием исходящего информационного потока. В администрацию Перми уходит и глава департамента Андрей Каменских.
Причина такого решения очевидна – губернатор озабочен своим рейтингом, он хочет больше. К слову, ровно этого же хотят 80 остальных российских губернаторов, но никаких разгонов пресс-служб мы не видим. Почему же Басаргин решился на такой резкий шаг?
Ответ – Кирилл Маркевич. Губернатор, наконец, нашел человека, которому он полностью доверяет и готов отдать руководство всей PR-активностью. А заняться есть чем: практически все крупные проекты губернатора (зоопарк, аэропорт, галерея, мост) или буксуют или натыкаются на публичное сопротивление, растет число конфликтов с депутатами, экономически сознательных граждан тревожит дефицитный бюджет. Похоже, губернатор рассчитывает, что у новых пиарщиков получится изобрести какой-то волшебный порошок, которым все это можно посыпать и станет хорошо.
Если порошок не получится, то придется менять что-то в подходе.
А подумать тут есть над чем: стремительный поворот судьбы, превративший министра регионального развития Виктора Басаргина в губернатора, не обошелся без малозаметных «побочных эффектов». Серьезно поменяв карьерную позицию, Басаргин, похоже, не успел измениться сам. Губернатор и министр – разные роли. Министр – это высокопоставленный отраслевой профессионал, занимающийся постепенной настройкой и администрированием отрасли, крупными проектами. Губернатор – это фигура, как ни крути, политическая. Он должен уметь разворачивать в регионе понятную политику и претендовать на интеллектуальное и эмоциональное лидерство. Басаргин, похоже, поменяв табличку на двери кабинета, не осознал, что теперь нужно «выключить министра» и «включить губернатора».
Говоря языком ролевых упрощений, все эти два года Басаргин вел себя в Перми как деловитый, внимательный подрядчик. Познакомился с капризной дамой «Пермь», четко зафиксировал, что требуется сделать, по всем вопросам начал искать решения. Заказчице не дерзил, старался быть предельно тактичным. Не строил из себя самого умного (как бывший), старался не навязывать решения: вот три варианта плитки на кухню, выбирайте. Ну, вернее восемь мест для переноса галереи, выбирайте, мэм.
Теперь, давайте представим, может ли наша капризная дама всерьез увлечься подрядчиком? Вряд ли. Даме нужен герой. Тот, кто не будет бегать за ней с блокнотом, а поведет в светлое будущее.
«Я вот не очень понимаю, какая у нашего губернатора сейчас политика», - жалуется типичный чиновник средней руки. У прежнего было четко: аутсорсинг, экономия бюджета, поддержка сильных, культура». Сегодняшняя политика губернатора в стиле «за все хорошее в Пермском крае», говоря языком маркетинга это «быть всем для всех – быть ни для кого». Не понятно, аморфно.
Ну и «включить губернатора» - это сделать шаг вперед, не побояться заявить о своей претензии на лидерство, перестать сидеть на заседаниях бесконечных советов. Жесточайший дефицит признанных на региональном уровне политиков и общественных деятелей делает сильного губернатора просто незаменимой фигурой. Нет ведь кроме него никого.
Сможем ли мы в ближайшее время увидеть губернатора «новым взглядом»?
А это как повезет.
«Проблема в том, что, похоже, главная идея Маркевича – как можно больше Басаргина везде. И с восторженным придыханием», - сетует руководитель СМИ из «пула» губернатора. «Как на УралинформТВ (телеканал контролируется Маркевичем) – из восьми сюжетов в выпуске пять – про губернатора. Аудиторию от такого губернатора будет просто тошнить». Насколько новая команда пиарщиков готова управлять имиджем губернатора, а не просто объемом сиропа – пока открытый вопрос.
Есть проблема и с восприятием медийным сообществом самого Маркевича и его статуса. Ведь формально он не работает на Куйбышева, 14 и отрицает связь с губернатором. Более того, его СМИ являются подрядчиками администрации. «Пресс-служба теперь в одном лице и распорядитель бюджетных средств и их слегка припудренный получатель», - иронизирует редактор крупной газеты в своем блоге.
Многих топ-менеджеров пермских СМИ новый порядок сильно раздражает. До такой степени, что появляются статьи, похожие уже на открытый вызов. По информации ТЕКСТа, директора пермских телекомпаний, например, кулуарно обсуждают возможность открытого обращения к Басаргину, «если Маркевич начнет давить».
Все это приводит к ощущению, что ставка, сделанная губернатором на Маркевича – очень решительный шаг, со всеми вытекающими рисками, если выдвиженец на этом проекте споткнется. А поработать локтями, в случае ослабления губернатора, похоже есть желающие – обзавелись же две региональные газеты в этом году новыми владельцами из числа бойких местных политиков.
Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе.Проект выходит при поддержке группы Мой город Пермь.