Иногда Петр Медведев ходил за продуктами не в магазин, а к мусорным бакам. Там он собирал выброшенные, но еще съедобные продукты, возвращался домой и готовил себе ужин. Он поступал так по идеологическим соображениям — придерживался фриганизма, образа жизни и идеологии, отрицающей принципы потребительства. Люди, магазины и рестораны ежедневно выбрасывают тонны еды.
Фриганы стремятся снизить уровень перепроизводства и осознанно ищут для себя вещи и еду на свалках и в мусорных контейнерах. Движение развито в Европе и США, в России же крупные фриган-сообщества пока только в Москве и Санкт-Петербурге.
Петр Медведев рассказал ТЕКСТу, как стал фриганом в Перми, сколько денег ему удавалось сэкономить на еде и травился ли он продуктами с помойки.
Как я стал фриганом
Я стал фриганом 8 лет назад. Пришел на панк-концерт, где познакомился с представителями веганской субкультуры, подружился с ними, стал читать веганские журналы и так узнал об идее фриганства. Мы с друзьями начали ходить по мусоркам и искать продукты, которые выкидываются из-за нетоварного вида, но остаются по-прежнему питательными и пригодными к пище. Мы пытались найти бесплатную еду, но так как панк-среда богата маргинальными личностями, некоторые из моих знакомых искали так и алкоголь.
Иногда в мусорных баках мы находили какую-то мебель, матрасы, технику, магнитофоны, чинили их. Однажды нашли детские коляски в нормальном состоянии и отдали их нуждающимся.
Для себя я выделил несколько типов людей, которые, помимо фриганов, приходят к мусорным бакам: по агрессивности (агрессивные и спокойные) и по статусу (бездомные и пенсионеры). Например, есть определенные дни, когда супермаркет выбрасывает продукты. Малоимущие пенсионеры и бездомные знают, что это за день, и собираются там у мусорных баков. Некоторые относятся агрессивно: мы первые сюда пришли, здесь все наше. А есть те, кто нормально реагирует.
Сколько удавалось сэкономить на еде
Я — веган и не ищу продукты животного происхождения. Однако среди веганов есть те, кто придерживается идеи, что они могут есть такую еду, раз нашли ее в мусорке. Веганы против идеи перепотребления. Многие магазины выкидывают вполне пригодную еду. Ведь у товара два срока использования: срок годности и срок эксплуатации. Когда первый заканчивается, товар выкидывают, при этом он остается питательным.
Конечно, перед тем, как взять продукты, их нужно тщательно осмотреть, почистить, а дома — помыть. Например, я часто беру фрукты, овощи, почерневшие бананы. Они нормальные, просто неприглядного вида. Многие сетевые магазины выкидывают такие продукты. Если каждый день фриганить еду, можно экономить до 300 рублей, это до 6-7 тыс. руб. в месяц. Если брать вещи, то можно сэкономить еще больше, тот же матрас на Avito стоит 2 тыс. руб.
У меня ни разу не было отравлений, ведь я брал только растительную пищу. Как-то мои друзья отравились тортом, который нафриганили, но это все-таки скоропортящийся продукт. Срок хранения еды, которую ты подобрал на мусорке, мал. Одежду из мусорных баков для себя я не брал, оставлял ее нуждающимся.
Своя «карта» мусорных баков
Изначально я фриганил из-за идеологии и того, что на тот момент у меня было не так много карманных денег. И это вкупе с мировоззренческими принципами делало для меня вариант с фриганством очень заманчивым. Это был период с 16 до 20 лет. Тогда я много путешествовал автостопом по центральной России и всегда знал, что если нет денег, то можно пойти поискать еду в мусорке и найти нормальные продукты.
У нас была своя территория для поиска продуктов. Например, мусорки около «Айсберга». Там тогда еще работал «Виват» и иногда из магазина выносили овощи и фрукты прямо в картонных коробках и оставляли их у баков. Еще мы искали продукты в баках при новостройках или рядом с частными домами, на овощебазах, центральном рынке и у овощных киосков. В Москве я фриганил у ресторанов и кафе, когда путешествовал по Грузии, в Тбилиси — на рынках, рядом с зажиточными домами.
Раньше я ходил на мусорки примерно раз в три дня. Сейчас я этим практически не занимаюсь. Фриганство требует много свободного времени, а у меня его нет: мне 22 года, я учусь на Философско-социологическом факультете в университете, подрабатываю. Конечно, если сейчас я буду проходить недалеко от мусорки, у которой много относительно неплохо выглядящей еды, я могу посмотреть там что-то для себя.
Об отношении окружающих
Друзья и знакомые относились к тому, что я фриган, спокойно, они знали о фриганстве. Они сами участвуют в фримаркетах, покупают вещи в секондах и знают об идее второй жизни вещей, а малознакомые немного удивлялись. Иногда я вскользь говорил родителям, что беру еду с мусорки, а они смеялись, думали, я шучу. Родители меня скорее поддерживают: я рассказал им об идее фудшеринга и они ответили, что это правильно, главное, чтоб не было опасности для здоровья.
У нас в обществе есть некая стигма, что брать вещи из мусорных баков неправильно. В Европе, Москве, Питере совсем другое к этому отношение. Не могу сказать, есть ли сейчас в Перми фриган-сообщество. Знаю, что есть те, кто занимается фудшерингом, когда люди жертвуют продукты для бездомных. Я тоже придерживаюсь этой идеи. Например, мы берем просроченную продукцию у пекарен и отдаем нуждающимся.
Наши лучшие истории удобно читать в Телеграм >>> ( @edaperm)
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ