20% выпускников пермских вузов уезжают работать в другие регионы
Эксперты Высшей школы экономики выяснили, какие регионы России притягивают абитуриентов и удерживают их после учёбы в университете. Оказалось, что Пермский край покидает менее 20% выпускников вузов. Большинство из них после получения диплома предпочитают остаться работать здесь.
Учёные выделяют два особо крупных студенческих центра: Москва и Санкт-Петербург. В вузы этих городов поступает после школы наибольшее число выпускников. В регионах-лидерах также Татарстан, Краснодарский край, Ростовская и Свердловская области. В вузы Пермского края сразу после окончания школы поступили 5 976 человек, а в Свердловской области, например, — 12 732.
Учёные также рассчитали сравнили число выпускников вузов региона, которые уехали работать в другие регионы, с общей численностью выпускников, которые остались работать здесь. Все регионы они разделили на несколько типов: замкнутые, магниты, экспортёры и транзиты.
Группа «магнитов» — самая небольшая, в ней есть только Санкт-Петербург с Ленинградской областью, Москва с Московской областью, Свердловская область и Республика Татарстан.
Пермский край попал в группу «замкнутых» регионов. Его покидает менее 20% дипломированных специалистов. По мнению учёных, это говорит о замкнутости региональной системы высшего образования на обеспечении потребностей своего региона.
В списке «транзитов» — Ивановская, Томская, Воронежская, Тюменская, Орловская и Омская области. Здесь расположены исторически сильные университеты, но студенты, получив диплом вуза, предпочитают искать работу в других регионах.
Среди «экспортёров» — Волгоградская, Псковская, Курганская, Тверская и Владимирская области и Чувашия. Значительная часть абитуриентов (около 40%) покидает эти регионы, уезжая в Москву и Санкт-Петербург.
Средний показатель миграции среди получивших диплом в регионах составляет 33%. То есть число выпускников вузов, переезжающих в другие регионы, не превышает трети от их общего количества. Аутсайдерами по этому показателю (50%) стали Ивановская область, Адыгея и ХМАО.
В отдельную категорию попали «пограничные регионы» со средними показателями. В них отмечено неоднородное развитие как в сфере экономики, так и в области высшего образования.
Учёные отмечают, что в исследовании они не оценивали физическое перемещение выпускников вузов из одного региона в другой и учитывали студентов очно-заочной и заочной форм обучения. То есть студенты изначально могли жить и работать не в том регионе, где располагается вуз, и приезжать исключительно на учёбу.
Для исследования были использованы данные школ и вузов за 2015-2016 учебный год и данные Мониторинга трудоустройства выпускников вузов за 2014-2015 годы.
Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).