За последние пять лет городская среда в Перми стала лучше: проведена реконструкция эспланады, набережной, Комсомольского проспекта. Однако, по-настоящему интересной общественной архитектуры в Перми нет. «Мы умеем делать классный дизайн интерьеров, а архитектуру — нет. Так почему бы не заказать проект у условного WHY(американское архитектурное бюро, - прим. ред.). Да, дорого берет, но в Пермь приезжают гости и видят, что заказчик — человек полноценного вкуса, а горожане видят, что в городе получилось что-то красивое», - говорит историк архитектуры Александр Михайлов.
Пару недель назад
мы писали том, где в Перми можно найти хорошую современную архитектуру. За исключением нового терминала аэропорта, среди примеров не оказалось ни одного общественного пространства — только жилые комплексы.
По просьбе ТЕКСТа Александр Михайлов рассказал, какой качественной современной архитектуры не хватает в Перми:
Новая архитектура общественных пространств
Перми не достает новой архитектуры общественных пространств: музеев, театров, парков, вокзала. Это может быть проект как культурное пространство «ГЭС-2», которое открылось в начале декабря в здании бывшей городской электростанции в Москве. Реконструкцией комплекса занималось архитектурное бюро RPBW Ренцо Пьяно, построившее центр Помпиду в Париже. В частности, в ходе реконструкции «ГЭС-2» застеклили крышу здания и ажурные шуховские перекрытия создали игру светотени.
ГЭС-2
«Оказываешься внутри и понимаешь, что ведь <дом культуры> сделан красиво, Ренцо Пьяно собрал прекраснейшее музейное пространство», - говорит Александр Михайлов.
Проект новой сцены театра оперы и балета
У Перми по-прежнему нет нового здания для Пермской оперы, нового здания для Пермской художественной галереи — строительство только началось. Нет нового железнодорожного вокзала — представили только проект, который далек от примеров аналогичной европейской архитектуры. «Хороший вокзал выглядит как Центральный вокзал в Берлине. Это и есть хорошая архитектура», - пояснил Александр Михайлов.
Центральный вокзал Берлина
Городу нужны новые парки. «Это могут быть не супер амбициозные проекты, как Зарядье в Москве, но более скромные и красивые», - пояснил эксперт.
Как мог бы развиваться «Завод Шпагина»
В Перми интересной площадкой является «Завод Шпагина». Три года назад архитектурное бюро MLA+ представило проект преобразования территории бывшего завода в рамках большого мастер-плана к 300-летию Перми как одну из ключевых точек развития. В рамках дальнейшей разработки появился план строительства нового здания Пермской художественной галереи, спроектированного бюро SPEECH Сергея Чобана.
Проект нового здания галереи
Однако в дальнейшем территория бывшего завода претерпела многократные изменения концепции. По мнению Александра Михайлова, одна из причин в том, что изначально звучавшая смешанная функция использования уступила идее культурного кластера — аналога «Флакона» и «Винзавода».
«По-хорошему этот участок — огромная территория, которая больше совместной площади большинства московских арт-кластеров, и довольно быстро стало понятно, что одними культурными пространствами её не заполнить. Не знаю наверняка, но рискну предположить, что одним из предложений MLA+ было зонирование части территории под жильё, так как международный опыт комплексного развития именно так осмысляет эти процессы. И речь не о высотном строительстве, а о урбан-виллах или другом типе элитного жилья с небольшим числом квартир. Оно там просто необходимо, если одной из задач является привлечь частный бизнес», - объяснил историк архитектуры.
Штаб-квартиры крупных компаний
Качественную городскую архитектуру создают штаб-квартиры крупных компаний. Например, штаб-квартира «Русской медной компании» (проект знаменитого британского архитектора Нормана Фостера) в Екатеринбурге на набережной Исети, или головной офис компании «Новатэк» (проект — бюро SPEECH Сергея Чобана) на Ленинском проспекте. «Это очень красивая архитектура, которая украшает город. В этом смысле штаб-квартиры крупных кампаний на Западе ровно про это. Бизнес вкладывается в облик города, создавая, может быть, не совсем общественные, но рабочие бизнес-пространства», - пояснил историк архитектуры.
Штаб-квартира «Русской медной компании»
Головной офис компании «Новатэк»
Еще один удачный пример — проект «Фабрика Станиславского», созданный по заказу бывшего сенатора от Пермского края Сергея Гордеева. «Это пространство, внутри которого построили парк с освещением. Одно из лучших в Москве, а то и в России», - говорит Александр Михайлов.
«Фабрика Станиславского»
Качественная архитектура может стать «визитной карточкой» Перми. «Возможно, у нас унылая элита, которая не заинтересована в самом городе. Хотелось бы больше хороших пространств, но федеральных средств не хватит на каждый город. Для этого нужно реализовывать классные проекты и показывать их в Москве, так выше шанс получить больше денег на благоустройство», - говорит Александр Михайлов.
Другая проблема нехватки современной архитектуры — отсутствие хорошего вкуса у заказчиков. «Нужно работать с хорошими архитекторами. Как РМК выбрали Хостера? Никак, они просто знали, что он очень крутой. Я бы хотел, например, чтоб оперный театр у нас в городе построили те же ребята, которые занимались реконструкцией «Метрополитен музея». В России нет ни одного театра, который бы делали американцы такого уровня», - подчеркнул Александр Михайлов.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ