«Я всегда обращаю внимание на обувь. Вот на вас, например, классическая модель <...> – одна из самых ходовых у этой марки», - говорит гендиректор ООО «Пермская обувная фабрика» Рамин Наджафов при встрече. Год назад он вместе с партнерами запустил в городе производство на ул. Героев Хасана и стал делать обувь под маркой Permino. Он говорит, что намеренно придумал название с «привязкой» к Перми — хотелось доказать, что в промышленном городе можно развивать необычный для региона бизнес.
Фабрика начала работать в прошлом году. В первый месяц она выпускала всего по десять пар обуви в день, сегодня — в пятнадцать раз больше, 150 пар. «Наш потенциал — 1 тыс. пар обуви в день, но нам бы хотелось развиваться максимально органично и не спешить, теряя в качестве», - говорит топ-менеджер. Объем инвестиций, вложенных в производство, он не раскрывает.
Сегодня у фабрики пять фирменных магазинов в городе, а на производстве работают несколько десятков человек. Они-то и становятся первыми «испытателями» новинок пермской марки. Перед тем, как запустить массовое производство разработанной дизайнером пары обуви, она проходит тестирование, в котором могут поучаствовать сотрудники предприятия. «Кстати, у нас есть почти такая же модель, что сейчас на вас — правда, мужские кроссовки в черном цвете», - показывает топ-менеджер фотографию. На вопрос, носит ли он сам свою продукцию, отвечает утвердительно — на нем белые кеды Permino.
Рамин Наджафов рассказал, сложно ли развивать обувное производство в промышленном городе, какую обувь любят пермяки и почему «прицелился» на регионы.
Запуск обувной фабрики в пандемию
Первый год работы был очень сложный, мне не раз хотелось все бросить и закрыть производство. Были проблемы с поиском персонала: бывало, показал и объяснил, что требуется, а сшили по-другому. Приходилось переделывать. Заказанное в Турции оборудование простояло полгода на складе: началась пандемия и запуск фабрики пришлось отложить. Она заработала в мае 2021 года, когда первая волна ковида пошла на спад. Мы начали выпускать мужскую и женскую обувь в цеху площадью 1300 кв.м. Я сам помогал разрабатывать дизайн первых образцов — раньше я пять лет руководил небольшим обувным производством.
Мы стартовали в пандемийный год и это сказалось на нашей работе. В августе прошлого года торговые центры стали закрывать на выходные — время основных продаж. Тогда мы ощутили существенный спад.
Предубеждения покупателей и сложная логистика
Сперва покупатели не интересовались нашей обувью, хотя мы выставили в первом фирменном магазине на ул. Калинина разные модели. У людей было, да и сейчас есть предубеждение, что раз пермское, то цены должны быть низкие, а качество не соответствует стандарту. Со временем нам удалось сломать этот стереотип.
Мы используем в производстве только натуральные материалы. Пробовали делать обувь из искусственной кожи, чтобы цены были ещё ниже, но в итоге так и не отправили эту партию на продажу. Решили, что наша обувь должна быть только из натуральной кожи. Permino — обувь среднего ценового сегмента. Средняя стоимость пары весна-лето составляет 3,5 тыс. руб., зимней — 4,5 тыс. руб.
Наша фабрика находится в Перми — далеко от основных поставщиков: Турции, Белоруссии и некоторых регионов России. Колодки, нитки, подошвы, натуральную кожу, - все материалы мы закупаем. Иногда они «едут» до нас две недели — это долго. Если б мы находились поближе, не в центре страны, то запускали бы новые модели быстрее.
Сейчас в среднем мы продаем 1,5 — 2 тыс. пар в месяц. Это немного, но наша задача — заполнить склад, оттуда продукция будет отправляться в наши новые магазины. Через год мы планируем продавать в пять раз больше — 10 тыс. пар в месяц.
Что носят пермяки
Обычно самый продаваемый цвет — черный. Когда мы начали делать обувь, 60% нашего ассортимента было ярких цветов. Нам говорили: «Вы не сможете ее продать!». Но в Перми такая обувь покупателям нравится.
У пермяков есть предубеждение, что хорошая обувь — это европейская, особенно итальянская, и турецкая. Нам важно доказать, что пермская обувь может быть не хуже. Сейчас мы стараемся, чтоб к марке Permino привыкли на рынке: отправляем в новые точки продаж небольшие партии, по 20 пар, смотрим, как быстро их продают, как реагирует покупатель. Если он доволен, то магазины у нас заказывают еще. Чтоб покупатель привык к нашему бренду, требуется два-три года.
Пермский климат мы тоже учитываем: лето короткое, поэтому у нас очень маленькая коллекция на летний сезон. Например, мы не делаем сланцы, хотя покупатели, бывает, их спрашивают. Основной упор у нас на кроссовки — люди носят их круглый год. Это универсальная обувь для мужчин и женщин. Мы делаем классическую и комфортную городскую обувь.
Людям нравится, когда обувь легкая по весу. Часто у таких моделей подошва сделана из полиуретана, а он не любит холод. Для зимы хорош термопластик, но он тяжелый. Мы нашли альтернативу — делаем подошву из материала термолайт, он не такой тяжелый, но морозостойкий.
Пермь как обувной центр
Наша мечта — чтобы Пермь стала обувным центром. Сейчас мы ведем переговоры с московскими заказчиками, чтоб делать на наших мощностях обувь под их брендами.
Мы запустили интернет-магазин, также наши продажи идут через пять магазинов в Перми, они находятся на ул. Мира, в ТЦ «Шоколад», в ТЦ «Семь пятниц», в ТЦ «Земляника» и на ул. Калинина. Мы бы хотели открыть еще две-три «точки» в Перми, а потом выйти в регионы — запустить магазины в Екатеринбурге, Казани и даже в Челябинске — там есть свой производитель обуви, но мы сможем с ним конкурировать. Это планы на ближайший год.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ