В Перми стремительно сложилась целая квест-индустрия. Еще летом прошлого года в городе не было ни одного квеструма, а сейчас их уже более 50. И пока взрывной рост этого бизнеса продолжается.
ТЕКСТ выяснил основные тенденции российской и пермской квест-индустрии, опросив разных ее участников.
1. Повышается технологичность квестов
Квесты становятся все сложнее с технической точки зрения, более реалистичными и атмосферными. Компании стараются делать все больше таких фишек, которые вызывают wow-эффект.
«Квесты становятся все круче и круче», – говорит совладелец сети квеструмов LOST Рустам Зарипов. У их компании есть собственный цех по производству реквизита и устройств для квестов. По его словам, в Москве создатели квеструмов тратят все больше средств на них: например, могут вложить в одну комнату до 5 млн рублей. В Перми вложения в один квест пока не доходят до такого уровня, потому что окупить их здесь будет сложно. По данным ТЕКСТА, максимум, который предприниматели тратили в Перми на создание одного квеста – это 2 млн рублей (
Сколько можно заработать на квеструме? Механика игрового бизнеса ).
«Сейчас в квест-индустрии публика искушенная: её не удивишь простыми загадками и кодовыми замками, – говорит один из создателей квеструма Underground (комната по мотивам приключений Шерлока Холмса) Олег Белослудцев. – Мы нацеливаемся на уникальность: чтобы были крутые технические фишки, принципиально новые для квестов. На создание для каждого квеста микромира, чтобы клиент чувствовал, что это что-то особенное».
2. Отрасль консолидируется
Крупные компании захватывают все большую долю рынка. Причем одни не переставая открывают все новые и новые квесты, другие – поглощают мелких, скупая небольшие проекты. Например, в Москве, рассказывают пермские предприниматели, крупные инвесторы вкладываются в создание целых зданий с квестами – порядка 20 штук в одном месте.
В России крупнейший игрок квест-индустрии – это компания «Клаустрофобия». У нее открыто уже под сотню квестов и готовятся еще несколько десятков.
По количеству квестов в Перми три крупнейших игрока – это LOST (12 локаций), «Квеструм №1» (12 локаций), и QuestHall (8 локаций). По оценкам Рустама Зарипова, в денежном выражении LOST занимает порядка 40-45% пермского рынка.
3. Аудитория квестов становится более разношерстной
Поначалу квесты были классной альтернативой ночным городским квестам («Ночной дозор» и Encounter), а аудитория была в основном молодежная, говорит Олег Белослудцев из Underground: «Сейчас квесты все больше становятся семейным отдыхом. Это интересный способ провести время с семьей, пообщаться».
Известно, что в квеструмы ходят и с детьми, а бывает так, что подростки и уже более-менее взрослые люди зовут с собой родителей.
Как рассказывали ТЕКСТУ, в некоторых квеструмах были даже забавные случаи, когда внуки приводили бабушек и дедушек. Правда, делали они это исключительно в момент акции «Именинникам – скидка по количеству лет».
4. Все чаще используются актеры
Это, безусловно, тренд, считает Рустам Зарипов: «Перфоманс – основная тенденция на рынке Перми». Уже несколько квеструмов открыли перфомансы, где задействованы актеры.
«Первые перфомансы открыла московская «Клаустрофобия», и теперь вся страна потихоньку начинает их осваивать. Думаю, что этого будет все больше и больше. Все стараются делать свои квесты менее игрушечными и более настоящими, а участие людей очень хорошо в этом помогает».
5. Квеструмы начнут использовать виртуальную реальность
Это – ближайшее будущее технологичных квеструмов. В Москве уже начали использовать в этих развлечениях очки виртуальной реальности Oculus Rift. По словам пермских игроков, у нас это будет новым шагом и определенной революцией, когда в квестах начнут дополнительно использовать возможности виртуальной реальности.
Анастасия Костина (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.