В этом году исполнилось ровно 90 лет, как в Перми появились первые речные трамвайчики. Их появление значительно улучшило транспортную ситуацию в городе: Коммунального моста еще не было, и все, что находилось на правом берегу Камы, летом было труднодоступно. Но трамвайчики с успехом решали эту проблему.
В 1960-80-е годы Кама напоминала оживленное шоссе, где вместо автомобилей курсировали суда на подводных крыльях, баржи, буксиры, круизные теплоходы и любимые пермяками речные трамваи.
ТЕКСТ решил вспомнить историю пермских речных трамвайчиков, куда они перевозили пермяков и почему были так популярны в советские годы:
Куда уходят корабли?
Впервые пригородные линии на Каме стали обслуживаться речными трамваями весной 1935 года. Чаще всего это были небольшие катера вместимостью до 100 пассажиров, плавно идущие по воде со скоростью 15-20 км/ч.
И если сегодня речные трамвайчики курсируют в основном как прогулочные, то в советские годы это был полноценный городской транспорт. С конца апреля и до конца октября трамвайчики курсировали на переправах и пригородных линиях. В 1930-е и последующие годы это были маршруты Верхняя Курья - Пермь - Нижняя Курья, Пермь - Заозерье, Пермь - Краснокамск, Пермь – Новоильинск.
В 1960-е годы трамвайчики ходили с интервалом в 12-15 минут. Чаще всего на них пермяки добирались от речного вокзала до Верхней Курьи и далее до Гайвы. Время в пути составляло от 45 минут до часа. Также от речного вокзала можно было добраться по маршруту Мелькомбинат–Заостровка–Нижняя Курья–Закамск. Время в пути составляло 1 час 10 минут – 1 час 35 минут.
До начала 60-х годов пристани находились в районе сада Решетникова, позже - ближе к речному вокзалу. На остановках трамвайчики, как правило, причаливали к дебаркадерам. Также, по воспоминаниям пермяков, в выходные к теплоходам прицепляли баржу и так перевозили пассажиров. После ввода в строй Коммунального моста через Каму речные пассажирские перевозки в черте города постепенно теряли свою актуальность. «Трамвайчики» стали использоваться только в прогулочных и экскурсионных целях.
На «Москвиче» по Каме
В довоенное время в качестве речных трамвайчиков курсировали катера серии Д. Зачастую эти суда были мелкосидящими, что позволяло им подходить к берегу даже там, где не было причалов и дебаркадеров.
В 1950-е годы речные пассажирские перевозки начали набирать популярность. С Речного вокзала на линии выходило сразу несколько судов «Москвич». Средняя скорость так называемых «эмок» составляла 17-20 км/ч, а максимальное количество пассажиров – не более 150 человек.
Во время движения, благодаря невысокому борту в 1,4 метра, у пассажиров закрытой палубы создавалось впечатление, что они находятся в непосредственной близости с водой. В дальнейшем для некоторых «Москвичей» для повышения безопасности вместо окон салонов стали устанавливать иллюминаторы.
«Эмки» курсировали по Каме вплоть до 1970-х годов, когда в навигацию вступили двухпалубные теплоходы «Москва», которые широко используются и сейчас.
Газвода и пирожки с ливером
Речной трамвайчик в советское время был недорогим видом транспорта. Билет в один конец стоил 5-10 копеек, в зависимости от расстояния. Чаще всего пермяки ездили на трамвайчике в правобережье, чтобы отдохнуть на пляже, сходить в лес за грибами или поработать на дачном участке. В кассах пассажиры всегда брали билеты «с обратом». Если пассажир не сходил с трамвайчика на какой-либо остановке (были и такие рейсы), билеты оставались, и их можно было использовать для следующей поездки.
Как и сегодня, во всех трамвайчиках в советской Перми работали буфеты. По воспоминаниям пермяков, буфетчицы продавали пассажирам газированную воду в бумажных стаканчиках, коржики и пирожки с ливером.
В начале 90-х годов навигация на Каме начала приходить в упадок. Здание речного вокзала перестало использовать по прямому назначению, а рейсовые маршруты перестали существовать - речные трамвайчики были распроданы частным лицам.
Татьяна Семилейская (ТЕКСТ). Фото: Госархив и архив Н.Богомолова.